francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Что могут марки, посвящённые Витебску и Мостам, рассказать о Барановичах?

Что может марка, посвящённая Витебску и Мостам, рассказать о Барановичах?

Описывая "паровозные марки" 2004 года №565 (Вокзал в г. Мосты. Паровоз типа 1-3-0 серии Д) и №566 (Вокзал в г. Витебске. Паровоз типа 2-3-0 серии А) я оставил за скобками обрамление печатного листа. И совершенно напрасно – это едва ли не самый шикарный продукт Белпочты. Дело не ограничилось простым малым печатным листом. В количестве две с половиной тысячи экземпляров (при тираже самих марок в 120 тысяч) была издана двухсторонняя "книжка почтовых марок".


При габаритах 380х250 мм. оформителю было, где развернуться. Нашлось место даже для небольшого очерка (на двух языках – белорусском и английском). По листу разбежалось целое стадо мелкие монохромные изображений локомотивов - паровозы Стефенсона и Черепановых, товарный паровоз серии Д (тот же, что и на марке №565) и его "родной брат" – пассажирский Бв.


Непосредственно на малом печатном листе (выделяется более тёмным фоном) нашлось место для паровой машины, железнодорожника в униформе, витебского вокзала (причём, в отличие от марки, взят ракурс со стороны привокзальной площади) и рисунка паровоза Тревитика. И вот под этим рисунком частично спряталась главная загадка – фотография паровоза.


На первый взгляд он похож на товарный паровоз серии Д, изображённый на марке №565. Но при внимательном рассмотрении обнаруживается то, что кроме сходного ракурса их ничего не связывает. Это совершенно разные локомотивы, с различной колёсной формулой, размерами и даже назначением.

Вот так выглядит исходная фотография целиком:


Это открытка 1910 года из коллекции Барановичского краеведческого музея. На ней мы видим танк-паровоз с колёсной формулой 0-2-0. Надписи и униформа "пассажиров" не оставляют сомнений в месте проведения съёмки. Это учебная железная дорога ("полигонная петля") Барановичской железнодорожной бригады. На приведённой ниже карте она изображена к западу от станции Nowy Baranowitschi (более привычной нам под названием "Барановичи-Полесские")


Железнодорожная бригада была создана приказом Военного министра №206 от 1886 года (согласно утверждённого 31 декабря 1885 года Александром III "Положения Военного Совета"). В бригаду включили 2-й и 3-й железнодорожные батальоны, 5-ю роту 4-го батальона и два батальона 118 пехотного полка. Этим же приказом вводились новые расширенные штаты железнодорожных батальонов. Так же предполагалось развёртывание дополнительных резервных батальонов в случае объявления мобилизации. При этом приток нижних чинов, не имеющих специальных навыков (а, зачастую, попросту неграмотных) ставил под вопрос дееспособность части, как специального подразделения. Это вызвало необходимость создания системы обучения личного состава железнодорожному делу.

В своё время, попав после среднего специального учебного заведения в академию, я был очень сильно ошарашен. Как тут вообще можно чему-то научиться, в "голых" кабинетах и аудиториях? Где схемы, стенды, наглядные пособия, "железо" в конце концов? Бесполезность обучения "на пальцах" хорошо понимали и в Главном инженерном управлении. Точно так же там понимали, что и к дороге, по которой осуществляется регулярное сообщение, "учеников" допускать рискованно. По этому в Барановичах силами самой же бригады была построена специальная учебная железная дорога со всеми элементами настоящей – паровозным депо, поворотным кругом, стрелками, мостами и станциями. Тут же размещался летний палаточный лагерь бригады. Всё это стоило весьма приличных денег - первые пять лет строительства полигона обошлись в 311 000 рублей (без учёта стоимости земли)

Основная база бригады так же располагалась в Барановичах. Здесь имелись деревянные бараки, мастерские и склады (ставшие, кстати, самым большим каменным зданием города). И даже такое специфическое сооружение, как военно-голубиная станция.

Общая длина ветки была порядка семи километров, так что длина перегонов между станциями не превышала 640 метров. Боле того, перегон между станциями Обозная и Цейхгаузная был настолько мал, что хвост поезда зачастую находился на предыдущей станции. С окончанием строительства пропала так же возможность практиковаться в прокладке путей. Так что в дальнейшем обучение предусматривало только ремонт.

Полигонная ветка имела массу недостатков и желаемого уровня обучения не обеспечивала. На что неоднократно указывалось. Возникали даже предложения передачи бригаде в эксплуатацию участка действующей железной дороги (в частности, участка Барановичи-Белосток). Но оно не нашло поддержки. С другой стороны, служащие Барановичской бригады, имевшие возможность практиковаться на полигонной ветке, были подготовлены значительно лучше, чем их коллеги из Закаспийских, Уссурийских и Заамурских частей, где обучение носило чисто теоретический характер.

Кадры, подготовленные на полигонной ветке, использовались при формировании 1-го Уссурийского и Забайкальских железнодорожных батальонов. Части Барановичской бригады неоднократно привлекались к прокладке дорог, как в европейской части Российской Империи, так и вдали от места базирования. Например, на Китайско-Восточной Железной Дороге.

Но вернёмся к паровозу. Существует ряд открыток с полигонной ветки, на которых так же можно увидеть его (или аналогичные машины). Но точно установить, что это за модель, мне пока не удалось




PS У Барановичской железнодорожной бригады был ещё один полигон – в районе Люблина. Там с 1896 года отрабатывались задачи быстрой прокладки полевых узкоколейных дорог. Через двадцать лет этот опыт очень пригодился в здешних краях.

PPS Благодарности Ситникову за "наводку" и victogan, в записи которого "Исторические железнодорожные фотографии станций г. Барановичи" обнаружены открытки и фрагмент карты.

Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"



Tags: Барановичи, Железная_дорога, Карта, Марки, Паровоз, Почта
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments