На карте 1940 года издания (топографическая съёмка проведена в 1932-м) показаны уложенные рельсы от Жодино до Белых Луж. Их наличие так же обозначено на обрезе карты возле Лавоши. Между этими отрезками дорога показана, как не действующая. Вероятно, укладка пути производилось с двух сторон, от Жодино и от Корня. К сожалению, лист карты N-35-VIII составлен по обрекогносцировке 1928-1929 г.г. и данных по узкоколейке не содержит.
К июлю 1932 года дорога (на пару с узкоколейкой аналогичного назначения в VII БРО) уже получила причитающиеся ей рельсы (75 км.), пять из восьми паровозов, 7 из 67 выделенных платформ (при запросе в 120). В каких пропорциях техника разделена между дорогами (а жодинская ветка в 2,5 раза длиннее) мне неизвестно.
Не совсем понятно, почему в качестве станции перегрузки было выбрано именно Жодино. Вполне логичным решением была бы прокладка узкоколейки до Борисова, без поворота у Чеботарей. Тем более, что ранее была построена торфовозная ветка от Борисова к Большому Стахову (дороги разминаются на расстоянии 4 километра).
В Жодино вероятно существовал склад для перегрузки с широкой колеи. Более того, в 1933 году планировалось создать здесь второй центральный склад укрепрайона (первый находился в Минске).
Однако, как и в случае с дорогой на Островы, с демонтажем дороги всё не просто. Даже ещё запутанней.
В том же 1935 году, на дороге благополучно разворачивается стахановское движение. 7 февраля 1936 года в районной газете "Шлях калектывiзацыi" ("Путь коллективизации") в районной газете появляется статья, посвящённая машинисту депо Шалаеву, который "наперекор консервативным элементам увеличил скорость паровоза на 15 % и грузоподъёмность поезда на 20%".
Так же упоминались успехи машинистов Василевского, Долгова, Кривопалова, Черепка, электросварщика Яцына, Драгуна, Гринкевича. Упоминались перевыполнения норм даже не на проценты, а в разы. Вряд ли бы это удалось достигнуть на разобранной дороге.
Ударная работа, кстати, неплохо поощрялась материально. Вплоть до вручения новых благоустроенных квартир. В частности, такие получили машинист Шалаев и слесарь Глашов. Случались награды и попроще, например - патефоны.
Позднее, несмотря на то, что, на карте 1942 года дорога обозначена разобранной (как, кстати, и на карте 1933 года, что довольно странно, так как именно в это время дорога точно функционировала) немцы активно пользовались ей. И партизаны предпринимали действия к тому, чтобы воспрепятствовать этому. Одна из таких вылазок была предпринята в мае 1944 года. Группа бойцов под командой Семена Никитича Книги напала на патруль, проверявший состояние дороги в районе Белых Луж. Докладывалось об уничтожении 20 гитлеровцев и захвате двух пленных. Более того, мне встречалось упоминание о нападении партизан на бронепоезд. Но документального подтверждения обнаружить не удалось, а мемуары не самый надёжный источник.
Так что я лучше процитирую описание достоверно известной операции (цитата по Г. Анискевич "Жодино на перекрёстках истории"):
17 марта партизаны под общим руководством командира отряда имени Кутузова Дёмина и комиссара роты Лихтера на узкоколейке Жодино-Швабовка у моста на реке Бродня произвела засаду на поезд, везший группу жодинцев на заготовку леса, и его охрану. Был произведён взрыв железнодорожного полотна узкоколейки и в результате последующего боя убит 31 солдат охраны, 9 офицеров, 4 собаки-ищейки, повреждён паровоз и 7 платформ. А так же взяты трофеи: 3 пулемёта, 8 автоматов, 20 винтовок, 1000 патронов. В этой операции был убит командир взвода Прочаков, тяжело ранены командир отделения Лаврухин, связной командира роты Яцкевич и пулемётчик Соколов."
Возможен, кстати, "промежуточный" вариант – передача дороги УШОСДОР БССР состоялась, и пути были демонтированы, но не на всём протяжении ветки. А, к примеру, от Корня до Швабовки. В эту версию вписываются и претензии фортификаторов к Уборевичу, и стахановская работа на "демонтированной" дороге и последующее использование немцами.
После войны это дорога так же использовалась в качестве торфовозной. Однако, в отличие от ветки на Островы, она не просто удлинялась, а значительно трансформировалась, в итоге покинув Жодино, да и большую часть старой насыпи. Но это уже другая история.
сводная запись темы "Узкая колея"