?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

15 февраля 1932 года постановлением Совета Труда и Обороны СССР было принято решение о возведении Минского укреплённого района (МиУР). При планировании строительства возник вопрос подвоза материалов. Общая протяжённость укрепрайона составляла в 128 километров. А на счёт обеспечения автотранспортом иллюзий питать не приходилось. Первоначальная заявка управления начальника работ (УНР-89) в 350 грузовиков и 30 тракторов с прицепами постепенно урезалась до 80 и 31, соответственно. Реально же на 20 июня 1932 года имелось только 40 грузовых машин и ни одного трактора.

Дорожная сеть в тылу Минского укрепрайона


К счастью, через центральный и южный сектора проходили железнодорожные ветки на Заславль (бывшая Либаво-Роменская железная дорога) и Дзержинск (бывшая Александровская железная дорога), соответственно. Это значительно сокращало автоперевозки. Но северный сектор такой возможностью не располагал. Притом, что его удаленность от Минска была наибольшей (до 70 км для ротного района обороны "А"). Вполне логичным решением стало строительство узкоколейной дороги.

Дорога была протянута к батальонному району обороны (БРО) II и заканчивалась у деревни Корень. Ещё одна станция разгрузки была построена в Козырях (примерно в десяти километрах восточнее, на дороге между Плещеницами и Логойском). Это позволило с августа 1932 года сократить среднюю возку стройматериалов автотранспортом до 5 километров (то есть вдвое). Кроме подвоза стройматериалов узкоколейка могла доставлять военные грузы на склады, расположенные как в самом Корене, так и в близлежащих Плещеницах, Янушковичах, Гайне, Шепелях, Околово.

Батальонный район обороны II


Ещё одна станция имелась между Хатынью и Лавошей. Далее дорога проходила мимо Марковичей, пересекала рек Цна у деревни Цна 1-я, и возле Чеботарей резко поворачивала на юго-запад. Миновала Логи, у Червоной Рудни пересекала реку Гайна и мимом Бродни, Белых Луж и Будагово выходила на станцию Жодино.

На карте 1940 года издания (топографическая съёмка проведена в 1932-м) показаны уложенные рельсы от Жодино до Белых Луж. Их наличие так же обозначено на обрезе карты возле Лавоши. Между этими отрезками дорога показана, как не действующая. Вероятно, укладка пути производилось с двух сторон, от Жодино и от Корня. К сожалению, лист карты N-35-VIII составлен по обрекогносцировке 1928-1929 г.г. и данных по узкоколейке не содержит.

Фрагмент карты N-35-XI масштаба 1:200 000



К июлю 1932 года дорога (на пару с узкоколейкой аналогичного назначения в VII БРО) уже получила причитающиеся ей рельсы (75 км.), пять из восьми паровозов, 7 из 67 выделенных платформ (при запросе в 120). В каких пропорциях техника разделена между дорогами (а жодинская ветка в 2,5 раза длиннее) мне неизвестно.

Не совсем понятно, почему в качестве станции перегрузки было выбрано именно Жодино. Вполне логичным решением была бы прокладка узкоколейки до Борисова, без поворота у Чеботарей. Тем более, что ранее была построена торфовозная ветка от Борисова к Большому Стахову (дороги разминаются на расстоянии 4 километра).

Фрагмент карты Генштаба 1942 г.


Так же стоит добавить, что Жодино служило не только перегрузочной станцией. Напротив станции уже имелась лесопилка. Рядом с ней был построен камнедробильный завод с тремя разнотипными дробильными установками ("Кейс", "Акмэ" и "Бэкстер"). Точно известно, что булыжник и щебень шли на строительство шоссе на Минск. Но вполне логично предположить, что щебень поступал и на МиУР, где потребность в нём была в 1932-1933 г.г. была весьма высока. Тем более что поставки камня в этот период обеспечивала 2-я рота конно-транспортного батальона, размещённая на станциях Жодино и Швабовка.

В Жодино вероятно существовал склад для перегрузки с широкой колеи. Более того, в 1933 году планировалось создать здесь второй центральный склад укрепрайона (первый находился в Минске).

Фрагмент "километрвоки" 1933 г.


Однако этого не произошло. Более того, в Уборевич подписывает распоряжение, согласно которому узкоколейная дорога подлежит демонтажу и передаче УШОСДОР БССР. Что значительно осложнило снабжение северного сектора МиУРа.

Однако, как и в случае с дорогой на Островы, с демонтажем дороги всё не просто. Даже ещё запутанней.

В том же 1935 году, на дороге благополучно разворачивается стахановское движение. 7 февраля 1936 года в районной газете "Шлях калектывiзацыi" ("Путь коллективизации") в районной газете появляется статья, посвящённая машинисту депо Шалаеву, который "наперекор консервативным элементам увеличил скорость паровоза на 15 % и грузоподъёмность поезда на 20%".

Так же упоминались успехи машинистов Василевского, Долгова, Кривопалова, Черепка, электросварщика Яцына, Драгуна, Гринкевича. Упоминались перевыполнения норм даже не на проценты, а в разы. Вряд ли бы это удалось достигнуть на разобранной дороге.

Ударная работа, кстати, неплохо поощрялась материально. Вплоть до вручения новых благоустроенных квартир. В частности, такие получили машинист Шалаев и слесарь Глашов. Случались награды и попроще, например - патефоны.

Позднее, несмотря на то, что, на карте 1942 года дорога обозначена разобранной (как, кстати, и на карте 1933 года, что довольно странно, так как именно в это время дорога точно функционировала) немцы активно пользовались ей. И партизаны предпринимали действия к тому, чтобы воспрепятствовать этому. Одна из таких вылазок была предпринята в мае 1944 года. Группа бойцов под командой Семена Никитича Книги напала на патруль, проверявший состояние дороги в районе Белых Луж. Докладывалось об уничтожении 20 гитлеровцев и захвате двух пленных. Более того, мне встречалось упоминание о нападении партизан на бронепоезд. Но документального подтверждения обнаружить не удалось, а мемуары не самый надёжный источник.

Так что я лучше процитирую описание достоверно известной операции (цитата по Г. Анискевич "Жодино на перекрёстках истории"):

17 марта партизаны под общим руководством командира отряда имени Кутузова Дёмина и комиссара роты Лихтера на узкоколейке Жодино-Швабовка у моста на реке Бродня произвела засаду на поезд, везший группу жодинцев на заготовку леса, и его охрану. Был произведён взрыв железнодорожного полотна узкоколейки и в результате последующего боя убит 31 солдат охраны, 9 офицеров, 4 собаки-ищейки, повреждён паровоз и 7 платформ. А так же взяты трофеи: 3 пулемёта, 8 автоматов, 20 винтовок, 1000 патронов. В этой операции был убит командир взвода Прочаков, тяжело ранены командир отделения Лаврухин, связной командира роты Яцкевич и пулемётчик Соколов."


Примечательно, обозначение дороги - "узкоколейке Жодино-Швабовка". Опираясь на него можно предположить, что немцы восстановили движение только до этой точки. Что было бы вполне логично – задача снабжения северного сектора Минского укрепрайона перед ними не стояла. А лес рубить можно гораздо ближе.

Возможен, кстати, "промежуточный" вариант – передача дороги УШОСДОР БССР состоялась, и пути были демонтированы, но не на всём протяжении ветки. А, к примеру, от Корня до Швабовки. В эту версию вписываются и претензии фортификаторов к Уборевичу, и стахановская работа на "демонтированной" дороге и последующее использование немцами.

После войны это дорога так же использовалась в качестве торфовозной. Однако, в отличие от ветки на Островы, она не просто удлинялась, а значительно трансформировалась, в итоге покинув Жодино, да и большую часть старой насыпи. Но это уже другая история.




сводная запись темы "Узкая колея"



Featured Posts from This Journal

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
panzer_papa
Sep. 11th, 2012 09:05 pm (UTC)
=в 1935 году распоряжением Уборевича узкоколейная дорога разбирается и передаётся УШОСДОР БССР. Что значительно осложнило снабжение северного сектора МиУРа. =
Очень невинная жертва режима, угу.
Сразу воспоминания Джона Д. Литтлпейджа на ум приходят - они хоть и по гражданской тематике, но "странное" поведение советских представителей во вред стране там показано четко.
Ну и вот еще:
http://panzer-papa.livejournal.com/229882.html
http://panzer-papa.livejournal.com/239781.html
anatol46
Sep. 12th, 2012 10:54 am (UTC)
бардак и репресии
Прошел по вашим ссылкам, очень интересно. Покойный отец рассказывал, что году в 1936-1937 в полку, где он служил авиатехником, на киевском аэродроме (то ли Борисполь, то ли Жуляны) на взлете-посадке зацепились консолями крыльев 2 ТБ-3. В итоге 17 гробов, а один хвостовой стрелок чудом выжил, попав в стожок сена. Особисты его, как говорил отец, "затаскали" и делся он потом неизвестно куда, за то, что он не смог объяснить ситуацию. А бардака 22 июня 1941 было много. В 4 утра разбомбили их аэродром
panzer_papa
Sep. 12th, 2012 10:56 am (UTC)
Re: бардак и репресии
Жуляны.
anatol46
Sep. 12th, 2012 11:00 am (UTC)
Re: бардак и репресии
в г. Стрый (это был полк Чаек), чудом взлетел с разбитой полосы их командир майор Агеев, сбил немца и при посадке был сам сбит из счетверенного Максима ошалевшим от страха бойцом. Отец потом писал С.С.Смирнову об этом, но ответа так и не получил. Смирнов был тогда занят только Брестской крепостью.
francis_maks
Sep. 12th, 2012 05:07 pm (UTC)
Re: бардак и репресии
Бардак в первых боях явление вполне объяснимое. Меня гораздо больше впечатлили уголовные дела офицеров в 1937-1938 г.г. Причём, не "политические", которые на слуху, а вполне себе уголовщина и безалаберность. Такое чувство, что вообще ничего не боялись - такие вопиющие случаи попадались.
francis_maks
Sep. 12th, 2012 05:04 pm (UTC)
Уборевичу по МиУРу много инкриминировали. Но посадка ОТ на местности вообще вещь неоднозначная. При желании всегда можно придраться. К тому же он сразу с Гайлитом поссорились.
panzer_papa
Sep. 12th, 2012 05:08 pm (UTC)
я конкретно об УЖД
памятуя о военных совхозах Блюхера и хитрых отношениях с местным гражданским руководством на ДВ - не удивлюсь наличию и в этом вопросе коммерческой жилки
francis_maks
Sep. 12th, 2012 06:29 pm (UTC)
Самую большую задницу учинили, когда сменили систему снабжения и рабочих ранее приравненных к красноармейцам стали обеспечивать. как рабочих лёгкой промышленности. В результате - массовый уход рабочих из ПоУРа весной 1931-го. При постоянном дефиците и без того.
Якир, если не ошибаюсь, выбил для своих снабжение по "ударной стройке"
panzer_papa
Sep. 12th, 2012 06:54 pm (UTC)
кто-то хорошо погрел руки на разнице между начисленными и израсходованными средствами, вне всякого сомнения
fly_al
Sep. 17th, 2012 12:48 pm (UTC)
В седьмом батрайоне (Зелёное-Заславль) - тоже УЖД была. До сих пор дорожка там "узкоколейкой" зовётся.
Кстать, в карте опечатка наверное в названии Дзержинска? :)

Edited at 2012-09-17 12:48 pm (UTC)
francis_maks
Sep. 17th, 2012 03:11 pm (UTC)
Да. я её даже нарисовал на той карте, где "Джержинск" :) Вот хотел написать "Койданово". Завтра доберусь до исходников - исправлю
fly_al
Sep. 17th, 2012 05:54 pm (UTC)
Действительно нарисована, не обратил внимания.
aquatek_filips
Oct. 16th, 2012 09:03 pm (UTC)
увидев знакомые названия - Бегомль, Докшицы, екнуло сердце...
Родина моего отца - Глубокое. Там же я проводил несколько недель каждое лето своего детства...
нет ли в Ваших постах упоминаний об этом населенном пункте?
francis_maks
Oct. 16th, 2012 09:18 pm (UTC)
Предполагается на следующее лето - у жены корни в тех местах. А я всё никак не доеду.
aquatek_filips
Oct. 16th, 2012 09:19 pm (UTC)
с интересом почитаю и отцу покажу..
kabierac
May. 8th, 2014 09:55 pm (UTC)
А где конкретно корни? Мой дед из Плисы, а прадед был там учителем, вот я и интересуюсь - одну ученицу так уже нашёл)
francis_maks
May. 8th, 2014 10:01 pm (UTC)
Королевские, Язно
ivagkin
Nov. 22nd, 2016 09:05 pm (UTC)
Интересная статья,спасибо. Вроде и мелочь, а интересные нюансы старой войны и старых времён.
работа дороги,которой официально нет. Вроде не так и много лет пршло,а столько тайн.
francis_maks
Nov. 22nd, 2016 09:15 pm (UTC)
Самое занятное, что если бы Каминский не "копал" документы по МиУРу, то все так бы и думали, что дорога была торфовозная
ivagkin
Nov. 22nd, 2016 09:19 pm (UTC)
Как это не редко бывает - многое держится на исследованиях энтузиастов, чтобы там не говорили на государственном уровне про восстановление памяти и прочие громкие слова.
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones