При первом взгляде на "десятикиллометровку" 1982 года кажется, что дорога на Корень сохранилась, дополнившись веткой на Ганцевичи (на карте обозначен соседний Горелый Луг). Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что от старой дороги используется только небольшой участок вдоль реки Лавоша.
Фрагмент "десятикилометровки" 1982 г.


Возобновление сети узкоколеек вокруг Жодино напрямую связано с пуском в феврале 1951 года Смолевичской ГРЭС (с 1979 г. - Жодинская ТЭЦ). Выбор площадки под её строительство был осуществлён ещё до войны. Вероятно, сделано это было с учётом перспектив разработки залежей торфа у Плещениц, Ганцевичей и Усяжа. В этих населённых пунктах расположились три торфопредприятия, каждое из которых имело собственные узкоколейки. Они были объединены в единую сеть, позволяющую доставлять торф на СмолГРЭС.
Рельсы больше не доходили до Корня. С ликвидацией Минского укреплённого района (МиУР) задача его снабжения потеряла актуальность. Зато севернее открылось торфопредприятие "Плещеницы". В его распоряжении имелась десятикилометровая узкоколейка до Нарбутово. В километре от Нарбутово она соединялась с транспортной веткой до Жодино. Интересно то, что вместо того, чтобы максимально использовать имеющуюся насыпь, было проложено двенадцать километров новой. Она прошла в 2-3 км, параллельно старой насыпи, и выходила на неё возле Лавоши. Не совсем понятны причины такого решения. Возможно, желание выпрямить путь - если бы новая узкоколейка выходила бы на старую насыпь у Терех, то проигрыш составил бы порядка трёх километров. Кроме того, старая траектория была весьма извилистой. А, может быть, дорогу пустили в обход мемориального комплекса "Хатынь". Автодорога к комплексу, кстати, проложена по насыпи узкоколейки.
Узкоколейные дороги торфопредприятия "Плещеницы".


фиолетовым выделена узкоколейка торфопредприятия "Плещеницы"
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога до Жодино.
У Чеботарей, в том месте, где ранее дорога поворачивала на юго-юго-запад, на Жодино, появился поворот в противоположную сторону, на северо-северо-восток на Горелый Луг /Ганцевичи. Там было создано торфопредприятие "Ганцевичи". Общая длина его узкоколеек вдоль берега Цны достигала 20 км. Впрочем, участок от развилки до Новоганцевич можно с тем же успехом отнести к транспортной ветке, так как торф на этом участке не добывался. Да и "отрыв" от общей сети в итоге произошёл здесь.
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога до Жодино.
У Чеботарей, в том месте, где ранее дорога поворачивала на юго-юго-запад, на Жодино, появился поворот в противоположную сторону, на северо-северо-восток на Горелый Луг /Ганцевичи. Там было создано торфопредприятие "Ганцевичи". Общая длина его узкоколеек вдоль берега Цны достигала 20 км. Впрочем, участок от развилки до Новоганцевич можно с тем же успехом отнести к транспортной ветке, так как торф на этом участке не добывался. Да и "отрыв" от общей сети в итоге произошёл здесь.
Узкоколейные дороги торфопредприятия "Ганцевичи".


фиолетовым выделена узкоколейка торфопредприятия "Ганцевичи"
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Третий торфозавод - "Усяж", открылся севернее Смолевич. Предприятие имело порядка двадцати километров узкоколеек вдоль одноимённой реки и озера Великое. Соседство со Смолевичами, вероятно, дало основания сайту "Младший Брат" приписать всю сеть узкоколеек именно к райцентру. Но целью строительства была всё же Смолевичская ГРЭС, расположенная в Жодино.
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Третий торфозавод - "Усяж", открылся севернее Смолевич. Предприятие имело порядка двадцати километров узкоколеек вдоль одноимённой реки и озера Великое. Соседство со Смолевичами, вероятно, дало основания сайту "Младший Брат" приписать всю сеть узкоколеек именно к райцентру. Но целью строительства была всё же Смолевичская ГРЭС, расположенная в Жодино.
Узкоколейные дороги торфопредприятия "Усяж".


фиолетовым выделена узкоколейка торфопредприятия "Усяж"
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Как уже упоминалось, узкоколейки всех трёх заводов были объединены транспортной веткой, идущей от Нарбутово до склада фрезерного торфа Смолевичской ГРЭС. Ёмкость открытого склада составляла 30 тыс. тонн. А потребление ГРЭС (в зимнее время, при максимальной нагрузке) достигало 3 тыс. тонн в день. Так что узкоколейке простаивать не приходилось.
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Как уже упоминалось, узкоколейки всех трёх заводов были объединены транспортной веткой, идущей от Нарбутово до склада фрезерного торфа Смолевичской ГРЭС. Ёмкость открытого склада составляла 30 тыс. тонн. А потребление ГРЭС (в зимнее время, при максимальной нагрузке) достигало 3 тыс. тонн в день. Так что узкоколейке простаивать не приходилось.
Транспортная соединительная ветка


фиолетовым выделены узкоколейки торфопредприятий
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Причём, несмотря на то, что начальная и конечная точка транспортной ветки и довоенной узкоколейки Жодино-Корнь практически совпадали, общими у двух дорог в итоге оказалось чуть более 4 километров вдоль реки Лавоша. Вместо того чтобы использовать тридцать километров старой насыпи от Жодино до Чеботарей, была построена новая насыпь на десять километров длиннее.
Начинаясь от склада на Смолевичской ГРЭС на правом берегу Плиссы, транспортная ветка перебиралась на левый, по путепроводу пересекала магистраль широкой колеи Москва-Брест (опоры моста сохранились до сих пор) и обходила Жодино по окраине. Затем резко поворачивала на запад и пересекалась с узкоколейкой торфопредприятия "Усяж" у Мглё. После чего снова резко поворачивала на север. Пересекала р.Усяжа у д. Придище, Гайну (у д. Сутоки), Маковзу (у д. Мостище) и, миновав Ганевичи, выходила на старую насыпь.
Что стало причиной такого переноса? Анискевич в книге "Жодино на перекрёстках эпох" высказывает мысль, что причиной стало строительство Белорусского Автомобильного Завода. Но было ли это проблемой на момент строительства узкоколейки? В 1951 году, когда была запущена СмолГРЭС завод уже функционировал (как завод торфяного машиностроения), но его цеха располагались гораздо западнее железнодорожной станции. После двукратного перепрофилирования завод начал расти, но снова же не в сторону станции, а на северо-запад. И только вконце шестидесятых, со строительством второго блока промышленных цехов завод приблизился к тому месту, где была когда-то узкоколейка. К тому же, если бы речь шла только о том, чтобы обойти завод, не обязательно было городить крюк в сорок километров, достаточно было сделать обход.
Скорее всего, причина в необходимости включить в общую сеть торфопредприятие "Усяж", расположенное гораздо западнее старой дороги.
В принципе, у склада СмолГРЭС транспортная ветка соединялась с узкоколейкой на Зелёный Луг, так что последнюю тоже можно считать частью единой сети жодинских узкоколеек.
С шестидесятых годов доля торфа в энергетическом балансе БССР начла снижаться. Электростанции постепенно переводились на другие виды топлива. В конце семидесятых дошла очередь и до Смолевичской ГРЭС. В 1979 году станцию преобразовали в Жодинскую ТЭЦ, а к 1985 году закончили перевод котлов на мазут. Развал единой сети торфовозных узкоколеек начался ещё раньше. Собственно с Жодино связь прервалась в "олимпийском" 1980 году. Потом от сети отделилось торфопредприятие "Ганцевичи". Вскоре за ним последовали и "Плещеницы". Узкоколейка последнего в середине 1990-х первой была демонтирована полностью.
Ветку на Бабий Лес упразднили в 2000 году, из-за затопления. Впрочем, рельсы в районе Каменки и Мглё всё ещё лежат. У озера раньше можно было обнаружить и брошенные в тупиках вагоны (как сейчас – не в курсе).
красным – траектория довоенной дороги Жодино-Корень
оранжевым – грузовая соединительная дорога.
Причём, несмотря на то, что начальная и конечная точка транспортной ветки и довоенной узкоколейки Жодино-Корнь практически совпадали, общими у двух дорог в итоге оказалось чуть более 4 километров вдоль реки Лавоша. Вместо того чтобы использовать тридцать километров старой насыпи от Жодино до Чеботарей, была построена новая насыпь на десять километров длиннее.
Начинаясь от склада на Смолевичской ГРЭС на правом берегу Плиссы, транспортная ветка перебиралась на левый, по путепроводу пересекала магистраль широкой колеи Москва-Брест (опоры моста сохранились до сих пор) и обходила Жодино по окраине. Затем резко поворачивала на запад и пересекалась с узкоколейкой торфопредприятия "Усяж" у Мглё. После чего снова резко поворачивала на север. Пересекала р.Усяжа у д. Придище, Гайну (у д. Сутоки), Маковзу (у д. Мостище) и, миновав Ганевичи, выходила на старую насыпь.
Что стало причиной такого переноса? Анискевич в книге "Жодино на перекрёстках эпох" высказывает мысль, что причиной стало строительство Белорусского Автомобильного Завода. Но было ли это проблемой на момент строительства узкоколейки? В 1951 году, когда была запущена СмолГРЭС завод уже функционировал (как завод торфяного машиностроения), но его цеха располагались гораздо западнее железнодорожной станции. После двукратного перепрофилирования завод начал расти, но снова же не в сторону станции, а на северо-запад. И только вконце шестидесятых, со строительством второго блока промышленных цехов завод приблизился к тому месту, где была когда-то узкоколейка. К тому же, если бы речь шла только о том, чтобы обойти завод, не обязательно было городить крюк в сорок километров, достаточно было сделать обход.
Скорее всего, причина в необходимости включить в общую сеть торфопредприятие "Усяж", расположенное гораздо западнее старой дороги.
В принципе, у склада СмолГРЭС транспортная ветка соединялась с узкоколейкой на Зелёный Луг, так что последнюю тоже можно считать частью единой сети жодинских узкоколеек.
С шестидесятых годов доля торфа в энергетическом балансе БССР начла снижаться. Электростанции постепенно переводились на другие виды топлива. В конце семидесятых дошла очередь и до Смолевичской ГРЭС. В 1979 году станцию преобразовали в Жодинскую ТЭЦ, а к 1985 году закончили перевод котлов на мазут. Развал единой сети торфовозных узкоколеек начался ещё раньше. Собственно с Жодино связь прервалась в "олимпийском" 1980 году. Потом от сети отделилось торфопредприятие "Ганцевичи". Вскоре за ним последовали и "Плещеницы". Узкоколейка последнего в середине 1990-х первой была демонтирована полностью.
Ветку на Бабий Лес упразднили в 2000 году, из-за затопления. Впрочем, рельсы в районе Каменки и Мглё всё ещё лежат. У озера раньше можно было обнаружить и брошенные в тупиках вагоны (как сейчас – не в курсе).
Изменение сети узкоколейных дорог в окрестностях Жодино


чёрными линиями показано наибольшее развитие послевоенной сети узкоколеек
фиолетовой – ветка на Островы (1921-1929 г.г.)
красной – линия на Корень (1932-1935 г.г.)
зелёным – довоенная торфовозная дорога Плисса, Демидова Жесть - Пелика
Старая насыпь от Чеботарей не пропала совсем. Большая её часть используется для автомобильного сообщения (с тем или иным покрытием или без оного). А в Жодино по ней проходит улица Будаговская.
фиолетовой – ветка на Островы (1921-1929 г.г.)
красной – линия на Корень (1932-1935 г.г.)
зелёным – довоенная торфовозная дорога Плисса, Демидова Жесть - Пелика
Старая насыпь от Чеботарей не пропала совсем. Большая её часть используется для автомобильного сообщения (с тем или иным покрытием или без оного). А в Жодино по ней проходит улица Будаговская.
сводная запись темы "Узкая колея"