или открыть полную карту 3600х3900 в новом окне
Вот что докладывал уже бывший к тому моменту комендант крепости генерал-майор Гаврила Петрович Уланов:
«… с 9-го на 10-е число от сводного гусарского полка 9-й кавал. дивизии послан был по левую сторону реки Двины отряд при двух обер-офицерах 40 гусар и 15 человек казаков, которые расстоянием от Динабурга 25 верст за местечком Езеросами напали на отряд французских войск, состоявший под командой одного подполковника в числе 4-х польских уланских и шассерских обер-офицеров, 100 человек улан, 50 человек шассер, 12 гусар и 14 человек пехоты. И по довольном сражении в плен уланов при вахмистре здоровых 24, раненых 13, гусар здоровый 1 и раненый 1. Конных шассеров здоровых 4, раненых 4, пехотных здоровых 14, всего с ранеными в плен взят 61 человек, с нашей стороны убит 1 гусар и 2 ранены, французов же на месте убито 2 офицера и до 50 человек нижних чинов, а остальные с командовавшим подполковником спаслись бегством; в добычу гусарам досталось 37 лошадей со всеми приборами и экипажем; пленные и дезертиры сего числа отправляются в город Псков, о чем вашему высокопр-ству донести честь имею."
Со слов Гамена Витгенштейн докладывал выше: «…корнет Васич, на заре заметив у м. Езерос в 1 ½ версте стоящий ведет, который, увидев их, бежал к своему отряду, где, устроясь, все бросились на часть нашей команды, состоящей под командою вахмистра, преследовал до корнета Васича, который расторопностью своею, взял неприятеля в тыл, и совокупными силами бросились на него и разбили совершенно оный отряд, более 50 человек положили на месте, и одного офицера, 61-го взяли в плен, а прочие спаслись лесом, и по причине усталости лошадей, корнет Васич преследовать неприятеля не мог, возвратился с пленными обратно в Динабург; по показанию же взятого в плен, Польского Уланского вахмистра, оный отряд состоял под начальством французского подполковника из 6-ти обер-офицеров в 111-ть уланов, 50-т конных егерей и до 50-ти пеших стрелковых, корпус же неприятельский стоит от Езероса в 25 верстах.
С нашей стороны убито: гусар один и ранено три».
То есть казаки напали на конный караул, а затем заманили бросившийся в погоню неприятельский отряд под удар из засады. Чем и объясняется разгром втрое превосходящего по численности противника.
Теперь о том, почему я объединил Рижское и Динабургское направления. В упомянутом выше донесении Уваров писал:
«… сего числа получил сведение, что оные [неприятели] показались и в городе Якобштате. А по случаю сему перевезенный из Якобштатского магазейна на сию сторону [в Кройцбург] провиант сожжен.»
В этот же день 1-я бригада генерала графа Этьена Пьера Сильвестра Рикара из дивизии Гранжана заняла Якобштадт. Следом за ней двигался маршал Макдональд с двумя другими бригадами дивизии. И это создавало угрозу Динабургу. Не снимая угрозы с Риги. Расстояние между ними и Якобштадтом примерно одинаковое. И преодолеваемое парой дневных переходов. Правда, сначала Макдональду предстояло переправиться на правый берег.
Непосредственно же в окрестностях Риги Прусский вспомогательный корпус занял остров Даленгольм на Западной Двине и местечко Шлок на побережье Рижского залива. На этом активные действия надолго замерли. Прусские войска расположились дугой на почтительном расстоянии от крепости. Основная част пехоты с пешей артиллерией стала на левом берегу реки Мисса у Петергофа. На другом берегу кавалерия с конной артиллерией. В двух верстах впереди, у селения Олай разместился авангард под началом майора Карла Филиппа Готфрида фон Клаузевица. На левом фланге, у Шлока разместился отряд полковника Фердинанда Вильгельма фон Жаннере (1 батальон пехоты, два эскадрона гусар – всего 870 человек). На правом фланге к Даленкирхену был выдвинут отряд полковника Генриха Вильгельма фон Горна (3 1/2 батальона пехоты, два эскадрона гусар, 8 орудий –2 800 человек). В Митаве была организована база снабжения, которую охраняли две пехотные роты.
Таким образом, прусаки полностью перекрывали сообщение Риги с Курляндией. Но никак не препятствовали снабжению через Лифляндию и тем более по морю. Эффективность такой «осады» (а военный губернатор города как раз объявил осадное положение) приближалась к нулю. Реальную угрозу крепости, большей частью расположенной на другом берегу реки, представляла переправа или части войск Граверта, либо дивизии Гранжана. Потому-то так болезненно русским командованием воспринимались слухи о попытках перейти Двину у Юнгфернгофа. Однако в реальности Граверт не обладал достаточными силами для такой операции, а Гранжана направили на Динабург, считая это более актуальным для содействия наступлению основных сил Великой армии.
Так что Рига, после сожжения форштадтов, надолго выпадет из сводок.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)