francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Жодинские узкоколейки. Часть 3. "Чёрное золото" белорусских болот. Красное Знамя (Плисса)

Да, у меня бывает и так - третья часть после седьмой ;)

Пока шахтёры в Донбассе "давали стране угля", для Белорусской ССР настоящим "чёрным золотом" был торф. Доля его в топливном балансе, едва достигавшая в 1928-м году пяти процентов, к 1940-му взлетела до 73,4%. Естественно, это потребовало бурного развития торфодобывающей промышленности. И строительства дорог для его перевозки.

Первой узкоколейкой в окрестностях Жодино, изначально построенной для перевозки торфа, была ветка от разъезда Плисса на торфозавод "Червоный Стяг" ("Красное Знамя"). Вероятно, его запуск связан со строительством в Минске ТЭЦ-2 (март 1934 г.). Собственно, в окрестностях Минска уже велась добыча на торфяном массиве Цна, и имелась сеть узкоколеек, но их возможности едва закрывали потребность ГЭС-1.

Склейка листов карты масштаба 1:100 000 (1933 г.)


На сайте "Младший Брат" узкоколейка значиться как дорога "Красное Знамя, Демидова Жесть – Пелека. Торфовозная. Длина 10 км." Такая насыпь была и существует поныне (используется, как автодорога), однако я пока не нашёл доказательств того, что по ней когда-либо были проложены рельсы.

Достоверно известно, что существовала узкоколейка от торфозавода к обгонному пункту 701-й км. (длина около 4 км). Для перегрузки торфа был построен дополнительный путь широкой колеи. В итоге возникла станция, которая до сих пор называется в честь давно не существующего торфозавода - "Красное Знамя".

Время строительства узкоколейки от торфозавода до обгонного пункта 701-й км. можно проследить по картам. На листе N-35-69-В (Смолевичи) топографической карты масштаба 1:50 000 эта дорога не нарисована, но приписана текстом на полях: - "Однокол. жел. дорога от раз. Плиcса на восток к торфяному заводу". На соседнем листе N-35-69-Г (Жодино) дорога уже присутствует. Топографическая съёмка для обеих карт датирована 1933 годом.

Склейка листов N-35-69-В и N-35-69-Г масштаба 1:50 000 (1933 г.)


На карте масштаба 1:200 000 N-35-XI (печать 1940 г. топографическая съёмка 1932 г.) никаких следов дороги ещё нет.

Фрагмент карты N-35-XI масштаба 1:200 000 (съёмка 1932 г.)


На старых картах обычно обращает на себя внимание иное написание названий географических объектов. Но тут особый случай. Сравните три приведённых выше карты тридцатых годов. Название населенного пункта и реки Плиса на карте масштаба 1:50 000 пишется через одно "с", а на картах 1:100 000 и 1: 200 000 – с двумя. Тут можно было бы сослаться на нестабильный период, но современные карты продолжают эту чехарду. Теперь уже на картах 1:100 000 видим двойное "с", а на карте масштаба 1:200 000 – одно.

Фрагмент карты масштаба 1:200 000 (1991 г.)

Торф "держал" две трети энергетики республики вплоть до шестидесятых годов. Только тогда он стал сдавать позиции. 37% в 1965-м, 16% – в 1970-м. В 1980-м, когда Жодино потеряло связь с веткой на Плещеницы, доля торфа упала ниже 3%. А ещё через пять лет была уже ниже процента.

Добычу торфа у Плиссы после войны не возобновляли. Во всяком случае, на запущенную в феврале 1951 года Смолевичскую ГРЭС (ныне Жодинская ТЭЦ-1) торф отсюда не поступал.




сводная запись темы "Узкая колея"

Tags: Железная_дорога, Жодино, Карта, Узкая колея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments