Что-то я всё про узкую колею… При всём многообразии и полезности узкоколеек, решающее значение для развития Жодино имела всё же единственная дорога широкой колеи. Я как-то уже касался вариантов строительства Московско-Брестской железной дороги, при которых Жодин так и остался бы селом. Однако этого не случилось, и в 1871 году на 645-й версте новой дороги была построена станция Жодино.
Вероятно, именно станции будущий город обязан "средним родом" названия и буквой "О" на конце. Обратите внимание, на трёхверстовой карте, отпечатанной в 1913 году, словом "Жодино" названа только станция. Населённый пункт обозначен, как "ЖодинЪ". Точно так, же, как и на всех предшествующих русских картах. На старых польских картах село писалось, как "Zodin" - тоже никакого "О" на конце нет.

Вероятно, именно станции будущий город обязан "средним родом" названия и буквой "О" на конце. Обратите внимание, на трёхверстовой карте, отпечатанной в 1913 году, словом "Жодино" названа только станция. Населённый пункт обозначен, как "ЖодинЪ". Точно так, же, как и на всех предшествующих русских картах. На старых польских картах село писалось, как "Zodin" - тоже никакого "О" на конце нет.
Дорога строилась в одну колею. Но сразу же было понятно, что для столь важного направления этого недостаточно. Поэтому, уже в 1877-1879 г.г. был построен второй путь. В 1896 году дорога стала казённой. Простите за каламбур, но, что дорога была дорога в эксплуатации. В 1900 году содержание каждой её версты обошлась казне в 122 600 руб. Для сравнения – верста Полесских железных дорог "стоила" всего 35 100 руб. Дороже обходилась только Риго-Орловская железная дорога – 136 000 руб.
Помимо двух путей на станции имелся тупик для загрузки товарных вагонов. Во время Первой Мировой, для увеличения пропускной способности станции, его превратили в сквозной путь.
В книге Галины Анискевич "Жодино на перекрёстках истории" приводиться фотография здания станции, построенного в 1871 году. Но на самом деле это вокзал в Смолевичах.
Помимо появления, собственно, станции и железнодорожных путей, прямым следствием строительства стало возникновение деревни (позднее микрорайона) Углы - дорога "съела" в селе более 17 десятин земли, которые компенсировались выделением участков на окраине.
Кроме здания вокзала были построены переезд (в районе улицы Калинина – ныне не существует), три путевых будки и казармы для персонала. В 1901 году к этим постройкам добавилась школа (4 класса).
Штат станции на момент открытия составляли:
Помимо двух путей на станции имелся тупик для загрузки товарных вагонов. Во время Первой Мировой, для увеличения пропускной способности станции, его превратили в сквозной путь.
В книге Галины Анискевич "Жодино на перекрёстках истории" приводиться фотография здания станции, построенного в 1871 году. Но на самом деле это вокзал в Смолевичах.

Помимо появления, собственно, станции и железнодорожных путей, прямым следствием строительства стало возникновение деревни (позднее микрорайона) Углы - дорога "съела" в селе более 17 десятин земли, которые компенсировались выделением участков на окраине.
Кроме здания вокзала были построены переезд (в районе улицы Калинина – ныне не существует), три путевых будки и казармы для персонала. В 1901 году к этим постройкам добавилась школа (4 класса).
Штат станции на момент открытия составляли:
начальник станции | – | Кочетков Иван Васильевич; |
кассир | – | Марченко Тимофей Иосифович; |
бухгалтер | – | Петров Николай Петрович; |
весовщик | – | Пётух Павел Семёнович; |
путевой обходчик | – | Потапович Иван Игнатьевич; |
стрелочник | – | Свираский Илья Иванович. |
В 1880-е в Жодино останавливались следующие поезда:
тип | номер |
маршрут |
отправление |
Почтовый | №3 |
Москва-Брест |
07:23 |
Товарно-пассажирский | №7 |
Москва-Брест |
08:18 |
Товарно-пассажирский | №8 |
Брест-Москва |
10:50 |
Почтовый | №4 |
Брест-Москва |
11:00 |
Курьерские поезда проходили через станцию без остановки.
Стоимость билета до Москвы в это время равнялась 24 рублям 23 копейкам в первом классе, 18 рублей 18 копеек – во втором, и 9 рублям 29 копейкам – в третьем. Почтовый поезд покрывал этот путь за сутки.
Поездка в Минск обошлась бы, соответственно, в 2 рубля 22 копейки, 1 рубль 66 копеек и 85 копеек. И длилась бы два часа с четвертью.
До Борисова почтовый поезд ехал около сорока минут. Стоимость билетов – 68, 47 и 24 копейки.
Цены на билеты и расписание поездов других железнодорожных линий на 1892 год можно посмотреть здесь:
Петербург-Варшавская
Орловско-Витебская
Варшава-Тереспольская
Московско-Брестская
Либаво-Роменская
Полесские
В 1890-х расписание изменилось. По железной дороге начали курсировать скорые поезда.
В-полпервого ночи на станции останавливался скорый поезд №2 Брест-Москва. Утром, в 7:37 оправлялся скорый поезд №1 Москва-Брест. Следом за ним в 7:38 от перрона отходил почтовый поезд №3. В обратную сторону почтовый поезд №4 проходил в 10:29.
Грузили на станции в основном лес и лесоматериалы. Поначалу отгрузка не превышала 100 тыс. пудов в год (соседняя станция Витгенштейнская в Смолевичах отправляла в семь раз больше). Но грузовой поток постепенно рос и в 1912 году отгружено уже 2 626 882 пудов груза, выгружено 1 342 193 пуда.
Билетов в этот год продано 8398, то есть в среднем 23 билета в день.
Поступление в кассу составило 65 838 рублей 51 копейку. Но эту сумму станция заработала не только железнодорожными перевозками.
Ещё одна услуга, которую оказывала станция, за неимением отдельного почтового отделения – услуги телеграфа. В 1912 году принято 81 345 и отправлено 46 294 телеграмм. То есть, за день через станцию проходило порядка 350 телеграмм. И это в селе, население которого не достигало тысячи человек.
Кстати, за первые тридцать лет существования станции население Жодино удвоилось.
Стоимость билета до Москвы в это время равнялась 24 рублям 23 копейкам в первом классе, 18 рублей 18 копеек – во втором, и 9 рублям 29 копейкам – в третьем. Почтовый поезд покрывал этот путь за сутки.
Поездка в Минск обошлась бы, соответственно, в 2 рубля 22 копейки, 1 рубль 66 копеек и 85 копеек. И длилась бы два часа с четвертью.
До Борисова почтовый поезд ехал около сорока минут. Стоимость билетов – 68, 47 и 24 копейки.
Цены на билеты и расписание поездов других железнодорожных линий на 1892 год можно посмотреть здесь:
Петербург-Варшавская
Орловско-Витебская
Варшава-Тереспольская
Московско-Брестская
Либаво-Роменская
Полесские
В 1890-х расписание изменилось. По железной дороге начали курсировать скорые поезда.
В-полпервого ночи на станции останавливался скорый поезд №2 Брест-Москва. Утром, в 7:37 оправлялся скорый поезд №1 Москва-Брест. Следом за ним в 7:38 от перрона отходил почтовый поезд №3. В обратную сторону почтовый поезд №4 проходил в 10:29.
Грузили на станции в основном лес и лесоматериалы. Поначалу отгрузка не превышала 100 тыс. пудов в год (соседняя станция Витгенштейнская в Смолевичах отправляла в семь раз больше). Но грузовой поток постепенно рос и в 1912 году отгружено уже 2 626 882 пудов груза, выгружено 1 342 193 пуда.
Билетов в этот год продано 8398, то есть в среднем 23 билета в день.
Поступление в кассу составило 65 838 рублей 51 копейку. Но эту сумму станция заработала не только железнодорожными перевозками.
Ещё одна услуга, которую оказывала станция, за неимением отдельного почтового отделения – услуги телеграфа. В 1912 году принято 81 345 и отправлено 46 294 телеграмм. То есть, за день через станцию проходило порядка 350 телеграмм. И это в селе, население которого не достигало тысячи человек.
Кстати, за первые тридцать лет существования станции население Жодино удвоилось.