francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Жодин.Почтовая станция.

Говоря о том, что строительство железнодорожной станции стало определяющим моментом в развитии Жодино, я не имел в виду, что село было таким уж дремучим захолустьем. Так как станция здесь имелась задолго до 1871 года. Почтовая.


Организованная в 1795 году станция располагалась на Борисовском тракте. Надо сказать, что в XIX веке направление Минск-Борисов-Орша-Смоленск не имело такого значения, как в веке XX-м. Важнейшая дорога проходила южнее, через Слуцк и Бобруйск, с расхождением от последнего на Могилёв, Витебск и Санкт-Петербург и на Рогачёв, Рославль и Москву.

Основные дороги Минской и Могилёвской губерний в середине XIX века.



Эта схема объясняет весьма странную с современной точки зрения конфигурацию маршрута будущей Московско-Бресткой железной дороги, которую предлагал в 1867-1868 г.г. министр путей сообщения М.П. Мельников. Она весьма близка к уже сложившейся системе дорог.

Предложение министра путей сообщений М.П. Мельникова по маршруту Московско-Бресткой железной дороги, на заседании Комитета Комитет дорог 1 марта 1868 г.



красным показан маршрут, предлагаемый М.П. Мельниковым;
оранжевым – предлагаемая им к дальнейшему строительству дорога на Чернигов и Киев;
зелёным построенная в дальнейшем Московско-Бресткая железная дорога;
чёрным – дороги, функционирующие к моменту заседания комитета;
коричневым – дороги, построенные одновременно с Московско-Брестской.


Впрочем, на эту тему я уже писал. Пора вернуться к почтовой станции. Она находилась на краю села и включала в себя станционный дом, ямской флигель, амбар и, естественно - конюшня.

Станционный дом состоял из двух частей – квартиры смотрителя станции и собственно, станции. Последняя включала две гостиничные комнаты и служебное помещение. Каждая из частей имела собственный вход с крыльцом. Отапливалась станция печами, которых имелось пять – три "голландского манера", русская и камин. Причём, две пары печей имели общие дымоходы. Стены изнутри были отштукатурены и окрашены. В 1862 году стены и потолок побелили известью.

Флигель представлял собой небольшую избу с сенями и крыльцом. Отапливался русской печью. Стены отштукатурены и побелены. Снаружи стены в 1862 году были обиты досками для лучшего сохранения тепла. С этой же целью уменьшили дверной проём.

Конюшня была рассчитана на 28 лошадей. Впрочем, штат мог и не достигать этой цифры. Так в 1821 году за Жодинской станцией числилось 24 лошади (и 8 ямщиков). Конюшня имела три створчатые двери.

Все строения соединялись навесами. Все крыши и были покрыты гонтом.

В том же 1862 году двор станции (384 квадратные сажени) был обнесен забором с двумя воротами и частично вымощен булыжником.

Жодинская станция находилась примерно посередине между Смолевичской (18 вёрст) и Борисовской (19 вёрст) станциями. Дорога никакого покрытия не имела, была песчаной, утомительной и медленной (что и требовало такого частого устройства станций).

Стоимость поездки (на 1863 год) тройкой до Борисова составляла полтора рубля, до Минска – четыре с полтиной. Это примерно цена двух бочек картошки или семи мешков ржи.

Работала станция до ввода в эксплуатацию железной дороги, то есть до 1871 года.
Tags: Дорога, Жодино, Карта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments