Этот одноосный тягач БелАЗ-7422 - редкий сохранившийся экземпляр. Более того, возможно, это последний представитель целой ветви эволюции БелАЗовских машин.
Первое поколение БелАЗов оказалось весьма живучим. Да, самосвалы с обозначением БелАЗ-540 (грузоподъёмность 27 т., первый опытный образец – 1961 год.) и БелАЗ-548А (40 т., 1962 г.) давно уже не сходят с конвейера. Но их прямые потомки БелАЗ-7522/ БелАЗ-7540 и БелАЗ-7523/БелАЗ-7548/БелАЗ-7547, несмотря на все переделки и изменения в дизайне, остаются в сущности той же самой машиной. И если у потомков БелАЗ-548А появился конкурент иной компоновки – БелАЗ-75450, то самый маленький из самосвалов никому своё место уступать не собирается.
БелАЗ-548А
Его современный наследник - БелАЗ-7547
и "альтернатива" потомкам БелАЗ-548А – серия БелАЗ-75450
Между тем, практически одновременно с ними, были созданы машины принципиально иной компоновки. Это одноосные (БелАЗ-531 45 т., 1961 г.) и двухосные (БелАЗ-540В 45 т. 1962 г.; БелАЗ-548В 65 т., 1963 г.) тягачи. Используя те же самые агрегаты и шины того же типоразмера, они имели большую грузоподъёмность. И именно на этом пути виделись дальнейшие перспективы расширения модельного ряда.
БелАЗ-531
После внедрения в серию самосвала БелАЗ-549 (75 т., 1972 г.), развернулись работы по созданию автопоездов на его базе. Причём, весьма оригинальных. Так БелАЗ-549В-5275 (120 т., 1969 г.) в качестве силовой установки имел газотурбинный двигатель ТВ-2-117 (1200 л.с.), хорошо знакомый вертолётчикам по Ми-8.
БелАЗ-549В-5275 (120 т.) (вторя цифра - индекс прицепа)
Автопоезд-углевоз БелАЗ-7420 (110 т., 1973 г.) имел обычный дизель 8ДМ-21 на 1200 "лошадок". Зато его прицеп имел мотор-колёса и донную разгрузку.
Прорабатывались варианты вплоть до пятиосного автопоезда грузоподъёмностью за 220 тонн…
Однако, несмотря на радужные прогнозы, эта ветвь эволюции БелАЗов давно пресеклась. Сейчас в производстве нет ни одной модели тягача. Машины с прицепами слишком громоздки и неуклюжи на извилистых дорогах карьеров. Создание шин большего типоразмера позволило разработать классические самосвалы аналогичной или даже большей грузоподъёмности. БелАЗ-549 вытеснил БелАЗ-548В. 110-тонный БелАЗ-7519 оставил автопоезду только нишу машин с донной разгрузкой. Причём, весьма узкую - годовой выпуск модификаций 7519 шёл на сотни, в то время, как "крокодила" делали чуть ли не поштучно.
В несколько лучшем положении оказался БелАЗ-531. Для этого одноосного тягача перевозка грузов была не единственной ипостасью, более того – не была основной. Гораздо чаще его можно было встретить со скрепером, грейдером или катком. Поэтому, он оказался единственным тягачом, пережившим смену поколений базового самосвала – на смену БелАЗ-531 пришёл БелАЗ-7422. В руководстве по эксплуатации которого, в качестве назначения, значилась только работа в составе скрепера (в частности - ДЗ-13Б). БелАЗ-7422 не имел "внутренних" конкурентов в лице самосвалов. Но в Беларуси имелся завод по производству дорожно-строительной техники, в том числе и скреперов. Это завод имени Кирова в Могилёве или МоАЗ. И производить тягачи для них на одинаковых агрегатах, но на двух разных заводах было бессмысленно. В настоящее время завод в Могилёве является филиалом БелАЗа, так что ожидать появления на конвейере в Жодино нового последователя БелАЗ-531/7422 тем более не приходиться.
МоАЗ-6007 – модель скрепера находящаяся в производстве на данный момент.
В какой-то мере история тягачей продолжается в шарнирно-сочленённых самосвалах, но это всё-таки несколько иная ветвь эволюции.
Экземпляр БелАЗ-7422 сохранился на заводе, как машина для перевозки фрагментов грузовых платформ. Для чего оборудован специальным прицепом.
БелАЗ-548А
Его современный наследник - БелАЗ-7547
и "альтернатива" потомкам БелАЗ-548А – серия БелАЗ-75450
Между тем, практически одновременно с ними, были созданы машины принципиально иной компоновки. Это одноосные (БелАЗ-531 45 т., 1961 г.) и двухосные (БелАЗ-540В 45 т. 1962 г.; БелАЗ-548В 65 т., 1963 г.) тягачи. Используя те же самые агрегаты и шины того же типоразмера, они имели большую грузоподъёмность. И именно на этом пути виделись дальнейшие перспективы расширения модельного ряда.
БелАЗ-531
После внедрения в серию самосвала БелАЗ-549 (75 т., 1972 г.), развернулись работы по созданию автопоездов на его базе. Причём, весьма оригинальных. Так БелАЗ-549В-5275 (120 т., 1969 г.) в качестве силовой установки имел газотурбинный двигатель ТВ-2-117 (1200 л.с.), хорошо знакомый вертолётчикам по Ми-8.
БелАЗ-549В-5275 (120 т.) (вторя цифра - индекс прицепа)
Автопоезд-углевоз БелАЗ-7420 (110 т., 1973 г.) имел обычный дизель 8ДМ-21 на 1200 "лошадок". Зато его прицеп имел мотор-колёса и донную разгрузку.
Прорабатывались варианты вплоть до пятиосного автопоезда грузоподъёмностью за 220 тонн…
Однако, несмотря на радужные прогнозы, эта ветвь эволюции БелАЗов давно пресеклась. Сейчас в производстве нет ни одной модели тягача. Машины с прицепами слишком громоздки и неуклюжи на извилистых дорогах карьеров. Создание шин большего типоразмера позволило разработать классические самосвалы аналогичной или даже большей грузоподъёмности. БелАЗ-549 вытеснил БелАЗ-548В. 110-тонный БелАЗ-7519 оставил автопоезду только нишу машин с донной разгрузкой. Причём, весьма узкую - годовой выпуск модификаций 7519 шёл на сотни, в то время, как "крокодила" делали чуть ли не поштучно.
В несколько лучшем положении оказался БелАЗ-531. Для этого одноосного тягача перевозка грузов была не единственной ипостасью, более того – не была основной. Гораздо чаще его можно было встретить со скрепером, грейдером или катком. Поэтому, он оказался единственным тягачом, пережившим смену поколений базового самосвала – на смену БелАЗ-531 пришёл БелАЗ-7422. В руководстве по эксплуатации которого, в качестве назначения, значилась только работа в составе скрепера (в частности - ДЗ-13Б). БелАЗ-7422 не имел "внутренних" конкурентов в лице самосвалов. Но в Беларуси имелся завод по производству дорожно-строительной техники, в том числе и скреперов. Это завод имени Кирова в Могилёве или МоАЗ. И производить тягачи для них на одинаковых агрегатах, но на двух разных заводах было бессмысленно. В настоящее время завод в Могилёве является филиалом БелАЗа, так что ожидать появления на конвейере в Жодино нового последователя БелАЗ-531/7422 тем более не приходиться.
МоАЗ-6007 – модель скрепера находящаяся в производстве на данный момент.
В какой-то мере история тягачей продолжается в шарнирно-сочленённых самосвалах, но это всё-таки несколько иная ветвь эволюции.
Экземпляр БелАЗ-7422 сохранился на заводе, как машина для перевозки фрагментов грузовых платформ. Для чего оборудован специальным прицепом.