francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Музей освоения Южной Якутии. Часть 2. Задолго до якутов.

Думал просто показать фотографии из музея. С минимумом комментариев. Хороший план. Был. Только он провалился. Так что дальше будет порядком текста и карт.



О том, когда люди начали заселять Якутию, идут ожесточённые споры. Более-менее уверенно можно говорить о дюктайской культуре, распространенной 35-10 тысяч лет назад (верхний палеолит). Ареал этой культуры весьма обширен и охватывает практически весь Северо-Восток Азии. Также, вероятно, было проникновение через Берингию (существовавший в этот период Берингийский сухопутный мост) в Америку.

Однако, встречаются стоянки, датируемые гораздо более ранними сроками. Так, на реке Мунгхарыма (притоке Вилюя) глубже стоянки дюктайцев найдены орудия, возраст которых оценивают в 80 тысяч лет и более. Они отличаются от дюктайских материалом (кварциты против кремня) и крупными размерами, но имеют сходную форму. Это дало основания говорить о преемственности - о протодюктайцах (кызылсырская культура – по названию ближайшего населённого пункта).

Первооткрыватель дюктайской культуры Юрий Алексеевич Мочанов и ведущая раскопки на Мунгхарыме Светлана Александровна Федосеева вообще говорят о местном происхождении человека. О том, что переход от обезьяны к человекоподобному существу в бассейне Лены произошёл в раннем палеолите 2,5-2 миллиона лет назад. Их оппоненты (в первую очередь, Анатолий Пантелеевич Деревянко) считают, что дюктайская культура не имеет местного происхождения и пришла в Якутию из ареала реки Селемджи. Тем самым начительно приближают дату появления человека в Якутии (порядка 300 тысяч лет).

Дискуссия полна взаимных обвинений в фальсификации, игнорировании фактов и далека от завершения.

Распространение Дюктайской культуры на северо-востоке Азии.



красным показана примерная конфигурация береговой линии в описываемый период;
розовым – ареал распространения дюктайской культуры;
точками показаны наиболее значительные памятники дюктайской культуры.
красной линией показана современная граница Российской Федерации;
зелёной – Якутии-Саха;

Но вернёмся от теорий к тому, что известно. Человек дюктайской культуры жил в пещере (но встречаются стоянки и на открытой местности). Использовал орудия из кремня, тщательно обколотого и отточенного. Причём, весьма широко – при раскопках в Дюктайской пещере (которая и дала название культуре) было обнаружено порядка десяти тысяч различных каменных орудий.



Охотился человек на мамонтов и прочую плейстоценовую фауну. И не обязательно такую же крупную. Нет мамонта - и лемминг сойдёт.

На смену дюктайской культуре пришла сумнагинская. Произошло это десять тысяч лет назад. Вероятно, в результате смешения с мигрантами с Енисея. Именно в это время на территории Якутии появился чум, без принципиальных изменений применяемый до сих пор.

Основным промыслом человека оставалась охота. Началось применение изделий из кости.

Чум. ХХ век.



7 тысяч лет назад из Забайкалья пришли племена сыалахской культуры и ассимилировали имеющееся население. С собой они принесли гарпун и лук, ранее неизвестные здесь. Наконечники для оружия использовались костяные. Ещё одной новинкой стала простейшая керамика.

Ареал распространения Сыалахской культуры (IV тысячелетие до.н.э.)



Если сейчас Якутия ассоциируется с северным оленем, то для представителей сыалахской культуры важнейшим зверем был лось.



Следующей стала Белькачинская культура. Она пришла в Якутию 6 тысяч лет назад и имела много общего с сыалахской. Скорее всего, обе культуры пользовались родственными дене-енисейскими языками. Продолжалось широкое использование изделий из кости. Керамика, свойственная этому периоду, имела яйцеобразную форму и шнуровую орнаментацию.

Ареал распространения Белькачинской культуры (конец III тысячелетия до.н.э.)



синим показан ареал образования глазковой культуры.
Надо пояснить, что в регионе существовали и другие культуры, ареалы распространения которых находились за пределами Якутии и сами они оказались за пределами рассказа. Поэтому на карте я их не отмечал. Глазковая же культура нам потребуется в дальнейшем.


4 тысячи лет назад пришла очередная волна миграции от Байкала. Смешение с племенами белкачинской культуры плавно дало ымыяхтахскую. (Да, Якутия привнесла-таки в русский язык слова на букву "Ы").



Керамика получила характерный "вафельный" рисунок от выколачивания лопаточкой. А также проколы у венчика и резные линии по корпусу. Основным материалом орудий оставались кость и камень (сланец, кремень, нефрит, диабаз), но уже появились и изделия из бронзы.

Сосуд внизу – современная попытка восстановить технологию изготовления ымяхтахской керамики



Воинам этой культуры был известен кожаный щит (1,5х0,5м) на деревянном каркасе. На нём (по-видимому, клеем) крепились сотни костяных пластин двумя вертикальными рядами. Применялся также ламеллярный панцирь из длинных роговых пластин с отверстиями для крепления. Что явно свидетельствует о войнах с себе подобными.

Стрелы с кремнёвыми и костяными наконечниками, костяные рыболовный крючок и резец, грузило, отбойник и шлифованный топор.



Вооружение составляли ножи и тесла из шлифованного чёрного сланца. И луки с костяными накладками.

Наконечники стрел довольно разнообразны



Ареал распространения и направления экспансии Ымяхтахской культуры
(II тысячелетие до.н.э.)



В середине II тысячелетия до.н.э. наблюдается всплеск экспансии ымыяхтанцев. Отдельные группы добрались до Таймыра, Чукотки, Байкала, Амура, Сахалина и Аляски.
Впрочем, "оторвавшиеся" от основного ареала были уже к началу следующего тысячелетия ассимилированы местным населением. На чукотке сложился местный вариант ымяхтаха – северочукотская культура (ареал обозначен на карте сиреневым).

Ымяхтахская культура существовала, как минимум, до наступления новой эры, частично сменившись (в (XIV - IV вв. до н.э.) Усть-Мильской.

Ареал распространения Усть-Мильской и поздней Ымяхтахской культур
(I тысячелетие до.н.э.)



В целом, начиная с периода сумнагинской культуры, шёл процесс ассимиляции аборигенным монголоидным населением различных волн миграции уралоязычных племён. В результате этого процесса сложился народ юкагиров, сохраняющийся по сей день. Но о юкагирах и других современных народах – в другой раз.

Шлифованный каменный топор, на редкость неудобный.



Музей освоения Южной Якутии.

Часть 1. Фауна
Часть 2. Задолго до якутов
Часть 3. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил
Часть 3б. Ещё немного об эвенках
Часть 4. Якуты. Вниз по Лене
Часть 5. Новая русская землица
Tags: Карта, Музей, Нерюнгри, Якутия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments