?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пока Берлин и Москва решали судьбу белорусских территорий, в Минске шло строительство виртуального государства. 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял Вторую Уставную грамоту, в которой объявил о создании Белорусской Народной Республики — БНР.

Одновременно Рада Всебелорусского съезда переименовывалась в Раду БНР. 19 марта Исполком прекратил своё функционирование, уступив место Президиуму Рады БНР во главе с Иваном (Янкой) Середой.

Наконец, 25 марта 1918 г. после жарких дискуссий принята третья Уставная грамота, провозгласившая независимость БНР.

"Теперь мы, Рада Белорусской Народной Республики, сбрасываем с родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое силой набросили российские цари на наш вольный и независимый край. С этого времени Белорусская Народная Республика объявляется независимой и вольной державой".

Территории, декларативно входящие в состав Белорусской Народной Республики(по отношению к довоенному административно-территориальному делению)





Или открыть карту в новом окне






Или открыть карту в новом окне</div>

Здесь же были указаны и территории, на которые претендовала БНР: - земли, "где живет и имеет численное преобладание белорусский народ". Под таковыми понимались: Минская и Могилевская губернии, белорусские уезды Виленской, Витебской, Гродненской (включая Белосток и Бельск), Смоленской, Черниговской губерний, а так же смежные части Сувалковской, Ковенской, Псковской губерний, заселенные белорусами.

Официальным языком был объявлен белорусский, а столицей — Минск.

Соотношение границ БНР с ареалом расселения белорусов согласно Карскому (1903 г.) и Довнар-Запольскому (1919).





Или открыть карту в новом окне

Обращает на себя внимание то, что провозглашённая граница, в основном, совпадает с ареалом (что и задекларировано), но на юго-западе отказываться от полесских уездов Гродненской и Минской губерний БНР не захотела. А задним числом появились и новые карты "ареала расселения белорусов". Кроме того, руководство БНР не преминуло приписать себе такой важный железнодорожный узел, как Брянск. Да и многие другие участки железных дорог, вроде бы находящиеся за "ареалом". Странно при этом выглядит то, что Ржев остался за пределами аппетита.

Но вернёмся в реальность, где власть Рады БНР ограничивалась возможностью собираться и писать уставные грамоты. Минск и большую часть задекларированных территорий контролировали немцы. Подписанный 3 марта 1918 года Бресткий мирный договор никакого белорусского государства в расчёт не принимал. Более того, договор исключал возможность признания центральноевропейскими державами любых государств, заявивших о своей независимости после его подписания.

Территории, декларативно входящие в состав Белорусской Народной Республики и реальная обстановка





Или открыть карту в новом окне





Или открыть карту в новом окне

Рада БНР пыталась бежать вслед ушедшему поезду - Народному Секретариату было поручено установить контакты со всеми заинтересованными сторонами и предложить им пересмотреть ту часть Брестского мирного договора, которая касается Белоруссии, и подписать мирный договор со всеми воюющими государствами. Но "заинтересованные стороны" проигнорировали все подобные попытки.

Немецкая администрация, согласно условиям Брестского мира, считала оккупированною территорию частью России. И инициативность националистов, в конце концов, ей надоела. Рада БНР и правительство (Народный Секретариат) были разогнаны, а деятельность их запрещена. Не помогла отправка телеграммы от имени рады императору Вильгельму II с благодарностью "за освобождение Белоруссии".

Главной проблемой белорусских националистов была даже не собственная слабость (силой на тот момент никто из националистов похвастать не мог), а незаинтересованность немцев в создании БНР. По условиям Брестского мира они получали все территории, на которые претендовали. Белоруссия земля им попросту была не нужна (скорее, могла стать камнем преткновения с Россией и препятствием для получения репараций).

Тем более, что БНР претендовала на часть земель, которые немцы присмотрели для себя. Не могли понравится провозглашенные границы другим новым национальным государствам. БНР претендовала на Брест и Новозыбков, которые своими уже считали украинцы (да и от всего Полесья они бы не отказались). Вильно литовцы назвали столицей своего будущего государства. Поляки успели обозначить желание восстановить границы 1772 г., но и в текущей конфигурации Варшавскго генерал-губернаторства вряд ли обрадовались претензиям на Щучин. Латышам Рада БНР вроде бы готова была уступить западные уезды Витебской губернии, но намечался конфликт из-за Двинска.

Кстати, о латышах. В этот самый момент на территории бывшей Курляндской губернии возникло новое "государство", но вовсе не национальное, а… немецкое. 8 марта 1918 г. местный ландтаг (земский парламент), состоящих из остзейских (прибалтийских) немцев провозгласил создание "Герцогства Курляндского и Семигальского" и предложил герцогскую корону кайзеру Вильгельму II. Который немедленно признал нового вассала Германской империи.

PS. Правительству БНР в итоге удалось добиться своего признания со стороны Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украинской Народной Республики, Чехословакии, Грузии и Армении. Но ни Россия, ни Германия этого не сделали. Как и страны Антанты. Все решения о территориальной принадлежности белорусских земель принимались при полном игнорировании позиции правительств БНР. Даже странами, признавшими её существование.

Трудно сказать, когда БНР закончилась. Так как Рада БНР функционирует до сих пор. Но заявлять, что Белорусская Народная Республика существовала с 1918 по нынешнее время, - будет явным преувеличением. Не может быть страны без страны.

С другой стороны, совсем уж мертворожденным образованием БНР назвать тоже нельзя. Так как имелось два, хоть и весьма своеобразных, рецидива провозглашения независимости под флагом БНР - рейд Булак-Балаховича и Слуцкое вооружённое выступление.


Сводный пост темы: Административно-территориальное деление белорусских земель (оглавление)

Featured Posts from This Journal

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
schelkunov
Feb. 5th, 2013 03:20 pm (UTC)
Спасибо, очень наглядно и интересно.

Губа не дура у националистов, но как обычно куш не по зубам хватают...
francis_maks
Feb. 5th, 2013 04:32 pm (UTC)
А зубов-то, похоже, совсем не было. Ничего реального ни в 1918, ни в 1919-м. Больше всего для роста поддержки националистического движения сделали большевики своей агарной политикой.
(no subject) - Андрей Жилинский - Feb. 17th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 17th, 2013 07:43 pm (UTC) - Expand
nord_ursus
Feb. 5th, 2013 03:28 pm (UTC)
Да, вот и понимай этих националистов, которые считают 25.03.1918 чуть ли не самой главной датой в истории Беларуси.
francis_maks
Feb. 5th, 2013 04:33 pm (UTC)
Этакий символ тщетности всех их усилий.
(no subject) - nord_ursus - Feb. 5th, 2013 04:38 pm (UTC) - Expand
panzer_papa
Feb. 5th, 2013 04:38 pm (UTC)
А у нас в 1992-м последний "глава УНР в изгнании" некто Плавьюк передал Кучме грамоту о том, что современная Ураина - правопреемница УНР.
И, судя по бардаку, так оно и получилось.

И немцы украинскую Центральную раду разогнали вообще феерически - силами одного фельдфебеля и группы солдат, из-за того, что украинские министры похитили банкира с целью выкупа.
А завершающим аккордом этого акта оперетки было избрание Скоропадского гетьманом в киевском цирке.
francis_maks
Feb. 5th, 2013 05:15 pm (UTC)
Да все "правительства в изгнании" уже своим попередавали и только белорусская рада не стала. И это вполне адекватное действие (вернее бездействие) - никакая РБ не преемница БНР.

В цирке? Хотелось бы пожать руку тому, кто это придумал. Какое изящное издевательство!
(no subject) - panzer_papa - Feb. 5th, 2013 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - btclub - Feb. 5th, 2013 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panzer_papa - Feb. 5th, 2013 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - btclub - Feb. 6th, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panzer_papa - Feb. 6th, 2013 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mitrander - Feb. 5th, 2013 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 6th, 2013 03:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - tokurow - Feb. 6th, 2013 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - schelkunov - Feb. 6th, 2013 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shimoff - Feb. 7th, 2013 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 7th, 2013 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 6th, 2013 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tokurow - Feb. 6th, 2013 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mitrander - Feb. 6th, 2013 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 6th, 2013 04:59 pm (UTC) - Expand
victogan
Feb. 5th, 2013 05:41 pm (UTC)
Полстраны от нас оттяпали! :)
btclub
Feb. 5th, 2013 05:52 pm (UTC)
Выдатная мяжа.Толькі вось "АЛЕ".Нават калі б,о цуд,яна б здзейсьнілася б,то карысным адцінкам стаў бы толькі пруска-беларускі(ня зра яго выцягнулі-Сувалкскі кут).А па астатняму пярымятру-перманентны памежны канфлікт з суседзямі з-за тэрэнаў са зьмешаным насельніцтвам.На выбудову такой дзяржавы з такім абсягам трэба было гадоў 200 нястомнай працы на ўсіх франтах-ад этнічнага да фінансавага.А не прыгожыя па паданьням і абсалютна правальныя па вынікам паўстаньні.
francis_maks
Feb. 5th, 2013 08:21 pm (UTC)
Вот именно - много долгого и кропотливого государственного строительства и притирания с соседями. А не решение собрания.
(no subject) - fiumicina - Feb. 6th, 2013 01:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Feb. 6th, 2013 04:13 am (UTC) - Expand
zig_master
Feb. 5th, 2013 08:40 pm (UTC)
Думаю, что если бы УНР состоялась, БНР бы существовала однозначно. С Украиной, Литвой и Латвией границу бы определили по плебисциту, а с русскими и поляками - кто сколько силой отстоит.
Но вот расклад сил и реальное политическое устройство в результате могли получиться очень разными
francis_maks
Feb. 5th, 2013 08:56 pm (UTC)
На счёт границ с Украиной, Литвой и Латвией - возможно. УНР точно уступили бы хотя бы по той простой причине, что именно в УНР собиралась разжиться кредитами.
А вот однозначность существования под огромным вопросом. Для этого нужно нечто большее, чем решения собраний и выборы руководства. Нужна поддержка значительных масс населения. А это далеко не так. Далеко не все были за выход из состава России, а среди тех, кто был за снова же кто-то стоял за независимость, кто-то тащил в Польшу, кто-то в Литву. И если Литва военной угрозы не составляла (хотя вопрос о границах мог оказаться гораздо сложнее, чем с Украиной), то Польша и Россия не зависимо от существования УНР сделали бы то, что сделали - поделили бы территорию между собой.
question1945
Feb. 5th, 2013 10:06 pm (UTC)
Границу Литвы с Латвией провели англичане. За Поланген (лит. Паланга), который литовцам дали для выхода к морю, Литве пришлось отдать кусок своей территории на северо-востоке. Порт построить они не смогли, поэтому в 1923 году захватили Мемельланд/Клайпедский край.
francis_maks
Feb. 6th, 2013 03:54 am (UTC)
с границей понятно, я имел в виду размеры аппетита той и другой стороны. То есть сколько бы каждая из них хотела бы территории, в будущем доставшейся соседке.
btclub
Feb. 6th, 2013 05:12 pm (UTC)
Калісьці на НТВ была такая перадачка маленькая."Деньги".Да яе была заставачка рэклямная,дзе дзядзечка-вядучы казаў,хітравата прыжмурыўшыся:"Ў рэшце рэшт,грошы рашаюць усё,ну калі ня ўсё,то вельмі многае".Так гэтыя словы трыба заўсёды мець на ўвазе пры захадзе да кожнай паважнай справы.А да пабудовы дзяржавы яны патрэбны так,як нішто іншае.А інтэлігенты?Так,этыка і эстэтыка-найвыўэйшы імператыў і за імі астатняе слова,толькі каб яно не забылася,патрэбны-жрачка,патроны,рыштунак і бабло,шмат бабла,нават боляй ніж шмат-на жрачку,патроны,рыштунак...І на людзей,што здатныя гэтым ўсім карыстаццца.У канкрэтных гістарычных ўмовах і геаграфічных акрэсах.
francis_maks
Feb. 6th, 2013 06:07 pm (UTC)
И вечный вопрос - где эти деньги взять?

Жить по принципу "война должна кормить сама себя" способен лишь редкостный авантюрист или беспринципный экспроприатор. Или и то и другое в одном лице. И таки личности встречаются. Но какая уже тут может быть речь об интеллигенции.

Интеллигенция скорее займёт денег (если дадут). Да вот незадача - тот кто даёт, захочет что-то взамен. И с процентами.

(no subject) - btclub - Feb. 6th, 2013 06:16 pm (UTC) - Expand
btclub
Feb. 6th, 2013 05:15 pm (UTC)
Мэрше,Вам и вашим землякам может и ясно.Только ведь она не наша мэрша,вот какая "загогулина".
palivac
Feb. 6th, 2013 07:33 pm (UTC)
"независимости являются Ленин и Сталин, которые БССР и создали"

Дату стварэння БССР не падкажаце? І ці была б яна абвешчана, каб не існаванне БНР?

Edited at 2013-02-06 07:34 pm (UTC)
francis_maks
Feb. 6th, 2013 08:18 pm (UTC)
Через одну карту как раз будет

1 января 1919 года. Аж через 9 месяце существования призрачного БНР в оккупированных реальными немецкими войсками Минске.

а так же дату, когда те же большевики забрали из ССРБ Мигилёвскую, Витебскую и Смоленскую губернии.

И дату ликвидации тоже - 27 февраля 1919 года - то есть "существование БНР" аж два месяца заставляло большевиков держать национальную белорусскую республику.

И вернули её только из-за того, что по текущим тактическим соображениям Литва осталась недоступной для ЛитБел.




dfs_76
May. 19th, 2013 10:52 am (UTC)
Хм, вообще вся эта эпопея здорово напоминает то, что в то же самое время у нас тут на южном Урале происходило. Та же мешанина с виртуальными и полувиртуальными государствами - всякими "Урало-Волжскими штатами" (тот самый "Идель-Урал", что упомянут в знаменитой резолюции конгресса США 1953 года в числе "порабощённых народов"), Татбашами (разными вариантами Татаро-Башкирской советской республики), "Малой Башкирией" без Уфимской губернии, "Большой Башкирией" с Уфимской губернией, Казахстаном-Киргизией со столицей в Оренбурге, правительствами, ревкомами, соглашениями с Колчаком, соглашениями с Совнаркомом и т.п.
Только вот поскольку в 1936 году Сталин указал, что союзной республикой может быть лишь территория, имеющая границу с иностранным государством (буквально: "Поскольку мы сохранили право на отделение... чтобы им строго говоря было куда отделяться"), в 1991 году и Татария, и Башкирия остались в составе России. Всё-таки велика роль случайностей в истории. :=)


Edited at 2013-05-19 10:56 am (UTC)
francis_maks
May. 20th, 2013 03:46 am (UTC)
Логично - буфер нужен снаружи. И на счёт случайности полностью согласен.
Maksym Maiorov Максим Майоров
Jul. 31st, 2013 09:01 am (UTC)
Спасибо автору за познавательные статьи по истории белорусской революции, особенно за карты!
Бегло глянув, появились некоторые замечания (ну или поводы для обсуждения).
1. На карте "Территориальные притязания новых государств" имеются неточности. Кстати, территориальные притязания менялись, по-этому не лишне уточнить время о обстоятельства их выдвижения (Брест-Литовский договор, двусторонние переговоры, Парижская мирная конференция и т.д.). Например, изображенные тут польские претензии на востоке не соответствуют ни "линии 1772 года", о которой кое-кто еще продолжал мечтать, ни "линии Дмовского", выдвинутой на ПМК. Если это еще какой то третий вариант, пожалуйста уточните его происхождение. Карты с границами литовских претензий тоже есть разные, например, с более ровной восточной границей. Представления о северной границе УНР/Украинской державы Скоропадского также менялись, но с момента провозглашения независимости БНР, они формулировались на Брест-Литовских переговорах, позже - на переговорах с БНР, позже - на Парижской мирно конференции. Во всех трех случаях Люблин не рассматривался частью украинской территории, граница должна была проходить восточнее и охватывать только т.н. Холмщину. С другой стороны, Украина выдвигала претензии на включение полностью Пинского, Мозырьского, Речицкого и Гомельского уездов. При этом, Киев признавал белорусский этнический характер территорий на север от Припяти (в восточной части указанного района), но претензии обосновывал соображениями стратегического характера.
2. На страничке "Рейд Булак-Балаховича 1920 г. Часть 1. Послесловие к войне. Бездомные армии" войска Петлюры названы "Украинская Национальная Армия". Правильное название будет "Армия УНР" (АУНР).
С уважением
francis_maks
Aug. 1st, 2013 07:04 pm (UTC)
Да уж, аппетиты у всех колебались сильно. Надо первоисточник найти, откуда конкретно эти срисовал.
juicy_fruit
Jun. 15th, 2014 07:45 pm (UTC)
Очень интересно.

А как назывались люди которые проживали на территории Полесья (юго-запад, южная часть Брестской области)? Вот мне все твердят, что я белорус, но я этого не ощущаю. Все мои дедушки и бабушки говорили либо на польском, либо на русском, либо на диалекте (полесском?), который больше похож на смесь белорусского и украинского.
francis_maks
Jun. 15th, 2014 08:51 pm (UTC)
"полещуки" или ещё уже - "пинские полещуки", "пинчуки". Там не просто смесь украинского и белорусского, но целый "микроязык". Со своеобразным произношением и рядом только в нём встречающихся слов. Плюс самобытный фольклор.
(no subject) - juicy_fruit - Jun. 15th, 2014 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Jun. 15th, 2014 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - juicy_fruit - Jun. 16th, 2014 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - francis_maks - Jun. 16th, 2014 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - Jun. 19th, 2014 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - juicy_fruit - Jun. 19th, 2014 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - Jun. 19th, 2014 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - Jun. 19th, 2014 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - Jun. 19th, 2014 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Иван Антонов - Mar. 25th, 2018 09:36 pm (UTC) - Expand
dfs_76
Mar. 12th, 2015 09:54 am (UTC)
Подписанный 3 марта 1918 года Брестский мирный договор никакого БНР в расчёт не принимал. Боле того, договор исключал возможность признания центральноевропейскими державами любых государств, заявивших о своей независимости после его подписания
=========
Наверное всё-таки не сам Бретский мир, а дополнительное соглашение к нему, подписанное 27 августа 1918 года, содержавшего кроме прочего и такой пункт:

"Статья 4. Поскольку въ мирномъ договорѣ или въ этомъ добавочномъ договоорѣ не постановлено иного, Германія никоимъ образомь не будетъ [1159] вмѣшиваться въ отношенія между Русскимъ государствомъ и его отдѣльными областями, и слѣдовательно она въ особенности не будетъ ни вызывать, ни поддерживать образованіе самостоятельныхъ государственныхъ организмовъ въ этихъ областяхъ".
francis_maks
Mar. 12th, 2015 06:47 pm (UTC)
Да, пожалуй, стоило уточнять конкретный документ
francis_maks
Apr. 29th, 2015 02:31 pm (UTC)
что-то я так и не въехал, что подразумевают синие границы
(no subject) - viola26 - May. 13th, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - May. 13th, 2016 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - viola26 - May. 13th, 2016 10:42 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones