francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Паровоз серии "С" и Виленский вокзал в Минске.

В прошлом году Белпочта выпустила марку, посвящённую пассажирскому паровозу серии С и Виленскому вокзалу в Минске. Всё бы хорошо, но для «начала XX века» (так указано на марке), картинка, мягко говоря, не характерная.



Ни на Московско-Брестскую ни на Либаво-Роменскую железные дороги, паровозы данной серии изначально не поступали. Московско-Бресткая (в 1912-1922 Александровская) железная дорога располагала пассажирскими паровозами серий А (на Московско-Бресткой дороге имели обозначение У), Б (А), В (НН), Ж (И), Н (ять). Либаво-Роменская железная дорога, которой принадлежал Виленский (он же Либаво-Роменский) вокзал, имела пассажирские паровозы серий А (ПГ), Н (ПА) и Я (ПН).

Паровозы серии С на Западную и Белорусскую железные дороги попали в тридцатые годы. Теснимые более мощными Су и ИС. Так же в Минск ходили переделанные на широкую колею паровозы серии Св. После долгих мытарств, осевшие в депо Могилёва. Впрочем, на марке изображены не они.

«Фотомоделью» послужил паровоз С.68. Но на марке заретуширован совсем другой номер – С.245. Именно с таким номером фотография с купона марки печаталась когда-то на открытке «Паровоз-памятник». История, о том, как С.68 превратился в С.245 достаточно известна. Для нас же важно, что паровоз никогда не был в Минске, всю жизнь проработав на Северо-Западных дорогах (позднее – на Октябрьской ж.д.)

Теперь немного о вокзале. Здание из красного кирпича с ажурными башенками, изображённое на марке, построено к 1898 году по проекту Щербакова. К тридцатым годам было отштукатурено и потеряло название «Виленский» От чего, на мой взгляд, проиграло. (А заодно перестало быть подходящим для марки фоном переведённых в Белоруссию паровозов типа С). В таком виде просуществовало до 1940, когда превратилось в двухэтажный монумент в стиле соцклассицизма. Сильно пострадало во время войны и восстанавливалось до 1949 года. Почти окончательную точку в истории вокзала поставил 1991 год, когда здание было снесено. Сохранился только кусочек в виде павильона касс пригородного движения.

Первоначальный облик Виленского вокзала можно увидеть на открытках. Например на этой, послужившей основой для второго купона. (Самого купона у меня, к сожалению, нет. А изображение на сайте белпочты качеством не отличается)



PS. А вот такую картинку можно было наблюдать в реальности: коломенский Су 205-87 выпуска 1935 года на фоне восстановленного вокзала «Минск-Пассажирский». 1961 год.



Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"

Tags: Железная_дорога, Паровоз
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments