В 1866 году Александр II озадачил своего наместника в Царстве польском генерал фельдмаршала Федора Федоровича Бергом заданием “представить свои соображения на счет непосредственного соединения театра войны в Царстве Польском со внутреннею Россиею, посредством железной дороги из Варшавы через Смоленск или через Киев в Москву”. Комментарии, как говорится излишни – дорога предполагалась "стратегического военного значения", интересы экономики даже не упоминались. В феврале следующего года Берг предоставил царю записку с планом строительства дороги. По его разумению дорога помимо чисто военной, должна была решать и политическую задачу "обрусения Северо-Западного края". Этим мотивировалась прокладка пути "через населенные места, а не через пустыню". Естественно, что в понятие "населённых мест" попали губернские города Минск и Могилёв (Вильно, Витебск, Гродно и Смоленск к этому моменту железную дорогу уже имели).

чёрным обозначены дороги, функционирующие к 1866 г.;
коричневым - построенные одновременно с Московско-Брестской;
зелёным – реальный маршрут Московско-Брестской дороги;
красным – маршрут, предложенный Бергом.
При этом Мельников предложил отказаться от строительства участка Могилёв-Горки-Смоленск, а продлить дорогу на север через Рогчёв до Витебска, где она пересекалась бы с Витебско-Смоленской дорогой (то есть с Риго-Орловской линией). Это позволило бы избежать строительства мостов в могилёве и Смоленске и сэкономить 10 миллионов рублей. А в перспективе открывало возможность обеспечить прямое сообщение между Витебском, Черниговом и Киевом (в 1890-х годах этот проект в проекте Петербурго-Киевской дороги, но только в 1902 году дорога между Могилёвом и Витебском будет построена).

чёрным обозначены дороги, функционирующие к 1868 г.;
коричневым - построенные одновременно с Московско-Брестской;
зелёным – реальный маршрут Московско-Брестской дороги;
красным – маршрут, предложенный Мельниковым;
оранжевым – дороги планируемые к совместной постройке.
Однако варианты маршрута продолжали возникать – военное ведомство в лице генерала Николая Николаевича Обручева представило докладную записку “О железных дорогах, необходимых в военном сообщении”, где Московско-Бресткая дорога снова шла через Минск и Могилёв, но значилась и дорога Витебск-Могилёв- Киев, как рокадная. Кроме того, в плане фигурировала дорога Брест-Гродно. План был признан "дельным", но на его исполнении это не сказалось – работы по строительству были уже утверждены и распланированы.

чёрным обозначены дороги, функционирующие к 1868 г.;
коричневым - построенные одновременно с Московско-Брестской;
зелёным – реальный маршрут Московско-Брестской дороги;
красным – маршрут, предложенный Обручевым;
оранжевым – дороги планируемые к совместной постройке.
PS Пинск получил железную дорогу в 1882 году с началом строительства Полесских железных дорог, которые в 1887 году достигли Брянска. Далее, через Калугу, можно было ехать до Москвы. Годом раньше Бобруйская крепость переведена в разряд крепостей-складов. Наличие моста Либаво-Роменской дороги не вернуло ей значимости.
Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"