Противостояние католиков и православных (в которое периодически пытаются вклиниться протестанты) оставило в тени существование на белорусских землях ещё одной конфессии. Старообрядчество обычно ассоциируется с Поморьем, с изолированными деревнями в глухой тайге. Между тем, оно вполне себе существовало и здравствует и поныне в центре Европы. Гонимые за веру бежали не только на север, но и на запад - в Великое Княжество Литовское. Это был весьма не однородный процесс. В результате в некоторых местах могло одновременно существовать несколько общин, различающихся, как временем переселения, так и конфессией. Однако, концу XX века ряд течений исчез или слился с другими, так что в настоящее время старообрядничество Беларуси в основном представлено Древлеправославной Поморской Церковью.
Староверы заселяли целые деревни. Сухая Грядь, в своё время поглощенная Жодино, тоже была старообрядческой. Жители давно расселены и растворились в населении города, но община явно продолжает существовать. На что указывает функционирование кладбища.
Закрытость сообщества (а передаётся вера в основном в семье, по наследству) делает его весьма устойчивы к внешним воздействиям. С другой стороны у церкви есть свои привлекательные стороны. От идеи о том, что она стоит ближе к истокам, до отсутствия церковной иерархии в явном виде – Поморская церковь придерживается принципа "беспоповства", то есть клирос избирается из среды общины. В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 28 общин Древлеправославной Поморской Церкви и около десятка независимых. Численность так называемых "крепких" поморцев составят около 50 тысяч. Число же крещёных по старому обряду на порядок больше.
Имеются старообрядцы и в Борисове. Более того, здесь одно из не слишком многочисленных мест, где их можно увидеть воочию. Потому что у борисовских старообрядцев есть церковь (одна из всего 6 в Минской области).
Причём, явление это недавнее – раньше староверы Борисова собирались в домах прихожан. Но в 1989 году городская администрация передала общине поморского согласия деревянное здание, построенное в XVIII веке, как церковь при мужском монастыре. В советское время использовавшееся, как продуктовый склад.
После передачи церкви общине она была восстановлена и освящена наставником Московской Преображенской старообрядческой общины о. Савелий Корсаков на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Впрочем, работы периодически возобновляются. На фотографиях десятилетней давности башни над входом ещё нет. Вместо неё имелась маленькая башенка со страной конфигурации маковкой.
Внутри иконы, собранные по округе и переданые общинами из Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса.
Обращает на себя внимание способ крепления свечей перед образами.
Возле церкви сохранились погребальные камни. Причём, в отличие от обычных захороненияй священников при храмах, здешние – светские.
Объяснение этому простое – в начале XX века здание служило кладбищенской часовней. Так что соседние дома, построены на могилах. Впрочем, для Борисова это явление привычное.
Другие статьи по теме "Неинтересный Борисов"
Часть 1. "Батареи"
Часть 2. Замок
Часть 3. Старая застройка
Часть 4. Воскресенский собор
Часть 5. Обитель двухголового Августина
Часть 6. Старая вера
Закрытость сообщества (а передаётся вера в основном в семье, по наследству) делает его весьма устойчивы к внешним воздействиям. С другой стороны у церкви есть свои привлекательные стороны. От идеи о том, что она стоит ближе к истокам, до отсутствия церковной иерархии в явном виде – Поморская церковь придерживается принципа "беспоповства", то есть клирос избирается из среды общины. В настоящее время в Беларуси зарегистрировано 28 общин Древлеправославной Поморской Церкви и около десятка независимых. Численность так называемых "крепких" поморцев составят около 50 тысяч. Число же крещёных по старому обряду на порядок больше.
Имеются старообрядцы и в Борисове. Более того, здесь одно из не слишком многочисленных мест, где их можно увидеть воочию. Потому что у борисовских старообрядцев есть церковь (одна из всего 6 в Минской области).
Причём, явление это недавнее – раньше староверы Борисова собирались в домах прихожан. Но в 1989 году городская администрация передала общине поморского согласия деревянное здание, построенное в XVIII веке, как церковь при мужском монастыре. В советское время использовавшееся, как продуктовый склад.
После передачи церкви общине она была восстановлена и освящена наставником Московской Преображенской старообрядческой общины о. Савелий Корсаков на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Впрочем, работы периодически возобновляются. На фотографиях десятилетней давности башни над входом ещё нет. Вместо неё имелась маленькая башенка со страной конфигурации маковкой.
Внутри иконы, собранные по округе и переданые общинами из Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса.
Обращает на себя внимание способ крепления свечей перед образами.
Возле церкви сохранились погребальные камни. Причём, в отличие от обычных захороненияй священников при храмах, здешние – светские.
Объяснение этому простое – в начале XX века здание служило кладбищенской часовней. Так что соседние дома, построены на могилах. Впрочем, для Борисова это явление привычное.
Другие статьи по теме "Неинтересный Борисов"
Часть 1. "Батареи"
Часть 2. Замок
Часть 3. Старая застройка
Часть 4. Воскресенский собор
Часть 5. Обитель двухголового Августина
Часть 6. Старая вера