
надо же...марку-то и забыл :)
Поступление паровозов серии "А" на железные дороги, проходящие через белорусские губернии:
дорога | кол. |
год |
тип |
завод |
нумерация |
Риго-Орловская | 12 |
1900 |
Ав |
Сормовский |
Ас58-Ас70 |
2 |
1900 |
Ав |
Сормовский |
Ас71-Ас72 |
|
18 |
1901 |
Ав |
Сормовский |
Ас601-Ас618 |
|
5 |
1902 |
Ав |
Коломенский |
Ам619-Ам623 |
|
Петербурго-Варшавская | 12 |
1896 |
Ад |
Коломенский |
К1-К12 |
6 |
1902 |
Ав |
Коломенский |
Ка13-Ка18 |
|
Привисленские | 7 |
1898 |
Ав |
Ганноверский |
Гп17-Гп-23 |
5 |
1901 |
Ав |
Луганский |
Гл74-Гл78 |
|
10 |
1902 |
Ав |
Луганский |
Гл79-Гл89 |
|
6 |
* |
Ад |
Коломенский |
К1-К6 |
|
Либаво-Роменская | 8 |
1900 |
Ав |
Коломенский |
ПК74-ПК81 |
8 |
1902 |
Ав |
Луганский |
ПГ82-ПГ-89 |
|
Московско-Брестская | 19 |
1901 |
Ав |
Сормовский |
У1-У19 |
3 |
1901 |
Ав |
Луганский |
У22-У24 |
|
4 |
1902 |
Ав |
Сормовский |
У20,У21, У25-39 |
* произведены в 1896 г., получены передачей с Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги.
Единственной существенной претензией к марке является то, что на ней изображён более ранний паровоз серии «Ад», отличающийся парораспределительным механизмом Джоя. Такой паровоз был бы более уместен на марке с Брестом или Гродно. Не понятно так же отсутствие тендера.

Открытка с изображением паровоза серии «Ав» издавалась ОАО «РЖД» в 2004 году в наборе «Отечественные паровозы». На обороте открытки характеристики и краткая история паровоза. При этом осталось место для марки, адреса и текста. Эту же фотографию можно увидеть в книге Ракова.
Из всех железных дорог, проходящих через Беларусь, данный тип пассажирского паровоза проигнорировали только Полесские железные дороги и Николаевская (в ведении которой находилась Бологое-Полоцко-Седлецкая линия).

крупнее
красным показана Риго-Орловская железная дорога,
зелёным – дороги, имеющие паровозы серии А,
чёрным – не имеющие таких паровозов.
Всего через полгода после открытия движения по железной дороге Петербург-Москва (позднее Николаевской) Управление железных дорог подготовило план строительства не одной дороги, а целой сети магистралей. В 1852 году такой размах сочли преждевременным и ограничились постройкой только Петербурго-Варшавской железной дороги (введена в эксплуатацию на всём протяжении в 1862 году). Для нашего же рассказа важно то, что в качестве дороги третьей очереди в плане впервые возникла линия Рига-Витебск.
Видя приближение к Дюнабургу будущей Петррбурго-Варшавской дороги (сообщение с Петербургом будет открыто в 1859 г.) рижане не захотели оставаться в стороне и в прямом и переносном смысле. И решили построить дорогу до него за счёт частного капитала. 23 января 1858 г. был утверждён Устав общества Риго-Динабургской (с 1893 г. –Риго-Двинской) железной дороги, а уже в 1861 году закончено строительство. Частным же капиталом были построены ещё две дороги: Динабург-Витебская (Двинско-Витебская) (1866 г.) и Орловско-Витебская (1868 г.). Причём, капитал в Динабург-Витебской был английский и правление дороги находилось в Лондоне.
Таким образом Витебск оказался в достаточно непонятном статусе. С одной стороны он являлся крупнейшим городом на дороге, но правление дороги было в Англии. С другой – в нём соединялись две дороги, и его можно было бы назвать железнодорожным узлом, но фактически это было одна магистраль.
В восьмидесятых годов XIX века государство начало активно вытеснять частный капитал на стратегически важных (вспомним план 1852 года) направлениях. К 1894 году все три дороги были выкуплены казной и объединены в одну Риго-Орловскую с правлением в Риге.
Однако процесс вытеснения частного капитала не означал запрета на его участие в новом строительстве. В 1898 году общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги начало прокладку линии Витебск-Дно. С перспективой продления до Петербурга на севере и Киева и Одессы на юге. В рамках этого проекта к 1902 году была построена ветка Витебск-Орша-Могилёв-Жлобин, ставшая частью Риго-Орловской железной дороги. Витебск стал настоящим железнодорожным узлом на пересечении двух важнейших направлений.
Здание вокзала в Витебске было построено к открытию Динабург-Витебской железной дороги в 1866 году и реконструировано в 1912. Марка и здесь порадовала – вокзал показан в своём первоначальном виде. В 1912 году появилась вот такая пристройка:

Увы, но во время Великой отечественной войны старое здание полностью разрушено. Современный вокзал построен в 1952 году, Реконструирован в 2009-м.

PS Фотографии вокзалов в Витебске найдены на railwayz
Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"