Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

В декабре 1926 г. последовало второе расширение территории ССРБ. "Донором" вновь стала Гомельская губерния, на этот раз окончательно прекратившая своё существование. ССРБ отошли Речицкий и Гомельский уезды, до революции входившие в состав Минской и Могилёвской губерний. Клинцовский (бывший Суражский), Новозыбковский, Стародубский уезды, ранее принадлежавшие Черниговской губернии, достались Брянской.

Восточная граница белорусской республики сформировалась окончательно.



В том же 1926-м году поставлена точка в эпопее с "независимостью" Срединной Литвы. Территория Виленского края стала обычным воеводством.

Сводный пост темы: Административно-территориальное деление белорусских земель (оглавление)

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
krutyvuss
Jun. 11th, 2014 12:56 pm (UTC)
Как-то неестественна Стародубщина в России.
francis_maks
Jun. 11th, 2014 03:01 pm (UTC)
Украину перед этим "укрупнили" Донбассом. Вероятно, поэтому кусок черниговщины решили на расширение Брянской отдать, а не обратно.
krutyvuss
Jun. 11th, 2014 03:46 pm (UTC)
Перед цим, це з травня 1920-го року?
Щодо етнічного складу Стародубщини, то на 1926 рік її варто було б дати Білорусі (литвини тоді, ніби, там домінували). Кордон був би без дуги.
francis_maks
Jun. 11th, 2014 04:05 pm (UTC)
а разве 1920-й год идёт после 1926-го?

На счёт Стародубщины - согласен, вполне можно было выровнять.

"литвинами" себя на тот момент деятели национального движения уже не считали. Ни те, что за Бнр ратовали, ни те, что за ссрБ. Уже прочно обосновались "литовцы", и использование сходного наименования в условиях, когда Каунас согласен на союз только на условиях собственного первенства, а не равнозначности вряд ли воодушевляла бы.
krutyvuss
Jun. 11th, 2014 04:30 pm (UTC)
Шість років, як на мене, це не "перед цим", а "давненько". "Перед цим" - це за рік-два.
francis_maks
Jun. 11th, 2014 04:50 pm (UTC)
я делю не по длительности а по единству процессов. А процесс один и тот же - накачка буферных республик и обеспечение лояльности их населения. На Украине (как более значимой территории) он просто шёл с опережением.
krutyvuss
Jun. 11th, 2014 05:35 pm (UTC)
Ліпше навпаки, обрізування етнічного масиву України і Білорусі з метою прив'язування до союзу - від'єднання означало втрату частини народу. Ось карта розселення росіян, білорусинів та українців: росіяни обікрали обох західних сусідів! https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/Dialektologicheskaia_Karta_1914_goda.jpeg

Edited at 2014-06-11 05:36 pm (UTC)
francis_maks
Jun. 11th, 2014 05:56 pm (UTC)
Ареал распространения диалектов вряд ли можно брать в качестве мерила границ. Начать с того, что ареалы на самом деле сильно размыты и пересекаются с другими. В белорусских губерниях с польским, литовским в городах так вообще преимущественно евреи, в том числе русскоговоряшщие. С таким же успехом можно назвать исконно русской, к примеру Якутию на основании того, что там распространён русский язык (кстати, можно найти и украинский) Во-вторых, это ареалы преимущественного распространения среди коренного населения. Потому и Донбас на карте малорусско говорящий. Но реально он к этому времени сильно накачан "понаехавшими". В Донецке за 4 предвоенных года население выросло на 45%. А с 1897 г (за 17 лет) увеличилось в 2,5 раза. То есть границы ареалов языков ещё и быстро изменяются. По белорусам карты предреволюционные дают увеличение % на 40 по сравнению с аналогичными конца XIX века
krutyvuss
Jun. 11th, 2014 06:26 pm (UTC)
Мапа показує загальну домінанту національності. Міщани були в меншості, тому домінування у містах інших мов не впливало на загальну картину етнічного кордону.
francis_maks
Jun. 11th, 2014 08:06 pm (UTC)
поправка - не национальности, а языка. Который зачастую заимствовался переселенцами и соседями. Какой-нибудь Барклай-де-Толлли, говорящий на русском языке и являющийся русским полководцем не является при этом русским по национальности, как не является русским по национальности Булат Шалович Окуджава. Дед мой, съездив тридцатые в Горловку, привёз обратно "о" на конце фамилии и прочие атрибуты суржика, но этническим украинцем от этого не стал же.Тем боле, что на карте только "диалекты русского", а нет других, к примеру - польского, татарского, литовского, которые кое-где могли и превалировать численно. Именно по причине наличия весьма многочисленных групп другой национальности в ССРБ государственными считались 4 (!) языка.

Впрочем, большевиков при проведении границ вопросы ареала национальностей если и волновали, то незначительно. Тем более, что реальной независимости республики не имели и границы между ними были достаточно условны. Что и позволяло безболезненно передаваь тот же Крым или Вильнюс внутри СССР.
dfs_76
Jun. 16th, 2014 09:59 am (UTC)
Украину перед этим "укрупнили" Донбассом
=========
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но насколько я помню, Донбасс (Донецко-Криворожская республика) объединился с "харьковской" Советской Украиной на 2-м (Екатеринославском) съезде украинских советов в марте 1918 года, и после этого его принадлежность разным редакциям "Украинской ССР" Москвой под сомнение не ставили, а тогда, в нач. 20-х, её (УССР) даже подрезали немного, в районе Таганрога.
francis_maks
Jun. 16th, 2014 02:43 pm (UTC)
В СССР (даже ещё не ставшем таковым)съезды только придавали легитимную форму решениям Москвы. Не удивительно, что Москва не ставила под сомнение своё решение, лишь слегка корректируя его. Как в случае с ССРБ, так и с УССР.
Вообще с Донбасом целая эпопея, причём весьма некрасивая со стороны Москвы. Но я в теме ДКР не большой не специалист. Тут лучше обратиться к http://panzer-papa.livejournal.com/.
dfs_76
Jun. 16th, 2014 03:13 pm (UTC)
Ну, честно говоря, его донимать я стесняюсь - им там сейчас явно не до этого.
Но в целом довольно интересную историческую тему нащупал - попытку Ленина хитро надуть немцев с их Брестским миром в украинском вопросе в марте 1918 года. Я так понимаю, объединение "харьковской" УСР и ДКР было одним из звеньев этого плана. Впрочем, всё равно неудавшегося. :(
francis_maks
Jun. 16th, 2014 03:15 pm (UTC)
Всё может быть куда проще - слив ДКР немцам. Но, повторюсь - не вникал глубоко.
dfs_76
Jun. 16th, 2014 03:21 pm (UTC)
Всё может быть куда проще - слив ДКР немцам
==========
Вот и panzer_papa определённо так считает, приводя телеграмму Ленина вождям ДКР от 1 марта 1918 года. Хотя из её содержания скорее следует: присоединяйтесь к "харьковской" УСР, а не присоединитесь, так вас немцы всё равно захватят. А с "харьковчанами" есть определённые шансы...
В целом, повторяюсь, тема интересная и ждёт своего исследователя.
yozas_gubka
Mar. 15th, 2015 05:18 pm (UTC)
вашы карты пайшлі "ў народ":)
http://sputnikipogrom.com/history/32029/bssr/#.VQW2tZ-3nqA
francis_maks
Mar. 15th, 2015 07:19 pm (UTC)
Кое-что из раннего меня (с)
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones