Часть 4. Самолёты.
В дополнении к статье о дислокации польских и советских авиачастей на «линии Березины» в мае 1920 г. стоит кратко остановится на самолётах, которые были укомплектованы эти части.
Все рисунки приводятся в одинаковом масштабе.
Весна 1920 года стала периодом реорганизации польской авиации. Одним их мероприятий, проведённых в её рамках, стала унификация применяемых в эскадрах самолётов. Однако 14-я разведывательная (бывшая 3-я великопольская) эскадра в списках на замену самолётов не значится, так как изначально была укомплектована однотипной техникой. Это были самолёты немецкой фирмы Deutsche Flugzeugwerke GmbH «DFW C.V». – двухместные цельнодеревянные двухстоечные бипланы со смешанной обшивкой. Вооружение составляли синхронный 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau и турельный 7.92-мм пулемет Parabellum. Советская разведка опознала самолёты, как «LVG С.V». Что не удивительно – это тот же самый самолёт, произведённый по лицензии фирмой Luft-Verkehrs Gesellschaft GmbH.
«DFW C.V» Такими самолётами была вооружена 3 eskadra wielkopolska, к моменту преобразования в 14 eskadra wywiadowcza
В дополнении к статье о дислокации польских и советских авиачастей на «линии Березины» в мае 1920 г. стоит кратко остановится на самолётах, которые были укомплектованы эти части.
Все рисунки приводятся в одинаковом масштабе.
Весна 1920 года стала периодом реорганизации польской авиации. Одним их мероприятий, проведённых в её рамках, стала унификация применяемых в эскадрах самолётов. Однако 14-я разведывательная (бывшая 3-я великопольская) эскадра в списках на замену самолётов не значится, так как изначально была укомплектована однотипной техникой. Это были самолёты немецкой фирмы Deutsche Flugzeugwerke GmbH «DFW C.V». – двухместные цельнодеревянные двухстоечные бипланы со смешанной обшивкой. Вооружение составляли синхронный 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau и турельный 7.92-мм пулемет Parabellum. Советская разведка опознала самолёты, как «LVG С.V». Что не удивительно – это тот же самый самолёт, произведённый по лицензии фирмой Luft-Verkehrs Gesellschaft GmbH.

«DFW C.V» Такими самолётами была вооружена 3 eskadra wielkopolska, к моменту преобразования в 14 eskadra wywiadowcza
Аналогично разведка обозналась, доложив о наличии в Жодино самолётов «Albatros D.III». На самом деле с 31 апреля по 5 мая с аэродрома выполняла полёты на сопровождение пара «Oeffagi D.III» из состава 13 истребительной эскадры. Самолёт производился фирмой "Osterreichische Flugzeugfabrik (Oeffag)". И являлся австрийской копией «Albatros D.III», Причём, это тот случай, когда копия лучше оригинала, за счёт установки более мощного двигателя «Австро-Даймлер». Самолёт представлял собой одноместный деревянный полутораплан с фюзеляжем типа полумонокок. Вооружение включало пару 8-мм синхронных пулеметов Schwarzlose. Две сотни «Oeffagi D.III» успели выпустить во время войны, некоторое количество - после окончания. Польша закупила 38 таких машин в 1919 году.

«Oeffagi D.III» из состава 13-й истребительной эскадры (13 eskadra mysliwska)
Плохое техническое состояние и потери привели к ситуации, когда в начале мая 1920 года 14-я разведывательная эскадрилья потеряла способность совершать полёты. В Жодино были спешно доставлены три самолёта «Halberstadt CL-II». Впрочем, тут обижаться на разунификацию не приходилось – самолёт фирмы Halberstadt Flugzeug-Werke GmbH предназначался для самостоятельного выполнения задач над территории противника и заметно превосходил «DFW». Первое время использовался в качестве истребителя. А славу сыскал, как штурмовик. Представлял собой двухместный деревянный одностоечный биплан. Вооружался одним-двумя синхронными 7,92-мм пулеметами огня LMG 08/15 Spandau и 7,92-мм пулеметом Parabellum на турели, позволяющей вести огонь не только назад, но и вперёд. Мог нести 5 бомб по 10 кг.

Этот Halberstadt CL-II 201/18 (14 eskadra wywiadowcza) Владислава Бартковяка и Иозефа Клича был сбит над Приямино 14 мая 1920 года. Фотографию можно увидеть в статье о дислокации.
20 мая 14-я разведывательная эскадра получила два самолёта «AEG C.4» из состава 8-й эскадры. Вот это уже был шаг назад. Обладая достаточно хорошими маневренными и эксплуатационным качествами, этот двухместный двухстоечный биплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой, считался устаревшим уже к 1918 году. В германских авиачастях был вытеснен «Halberstadt CL-II». Производился фирмой Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (AEG) в 1916-1917 г.г. Вооружался 7.92-мм пулеметом Parabellum на турели. В варианте ночного бомбардировщика мог нести до 300 кг. бомб.
AEG C.IV Такие самолёты 14 eskadra wywiadowcza получила при эвакуации в Слепянку.
19-я истребительная эскадра (бывшая «162 эскадра Спадов»), как следует из названия, была укомплектована самолётами «SPAD S.VII» фирмы " Societe Pour l'Aviation et ses Derives" (производства завода De Margay). Это были одноместные истребители-бипланы цельнодеревянной конструкции. Изюминкой машины был V-образный двигатель, позволивший обеспечить замечательные скоростные характеристики. Самолёт был быстр, прочен и надёжен. Правда, обладал весьма посредственной маневренностью и недостаточным вооружением (один 7.7-мм пулемет Vickers). «Спады» эскадра получила ещё будучи французской Escadrille Spa. 162 в армии генерала Геллера. К прибытию в Жодино, машины были порядком изношены.

«SPAD S.VII» 19 eskadra mysliwska (162 eskadra Spadow). Жодино. Май 1920 г.
Аналогичные «SPAD S.VII», но производства московского завода «Дукс» имелись по другую сторону фронта в «Славенской эскадрилье» в 10-м и 13-м истребительных авиаотрядах.
«SPAD S.VII» 10 истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.
Однако, основную массу «эскадрильи Ширинкина» составляли самолёты с маркой «Nieuport». А из них – «Nieuport N.24bis», производства того же завода «Дукс» (в Москве произведено около сотни машин). «Nieuport N.24» был попыткой за счёт лучшей аэродинамики повысить характеристики удачного для своего времени истребителя «Nieuport N.17». Попытка, надо сказать, неудачная – самолёт остался безнадёжно тихоходным. Не удивительно, что во французских ВВС «Ньюпоры» были вытеснены «Спадами». N.17 и N.24 являлись одноместными цельнодеревянными одностоечными полуторапланами с полотняной обшивкой. Вооружались одним 7.7-мм пулеметом Lewis (на стойках над крылом, что делало его почти бесполезным) и/ или одним синхронизированным 7.7-мм пулеметом Vickers.

«Nieuport N.24bis» из состава 13-го истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.
Так же упомянем творение Farman Aviation Works - «Farman F.30». Хоть их в Славенской авиагруппе было всего три, но один из них отметился в налёте на Жодино. Не смотря на архаичную конструкцию (двухместный полутороплан с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом) и соответствующие лётные характеристики самолёт производился на заводе «Дукс» до 1921 года и широко применялся на всех фронтах гражданской войны. Мог нести до 50 кг. лёгких бомб. Вооружался одним-двумя пулемётами на турели в кабине наблюдателя. То есть на носу самолёта. В таблице данные с двигателем Renault, но на самолёте Славенской группы, скорее всего, стоял Salmson.

Farman F.30. Аналогичная машина участвовала в налёте на аэродром в Жодино 14 мая 1920 г.
В том же налёте участвовал «Sopwith 1 1\2 Strutter». «Полуторастоечник» стал в своё время первым (1915 г.) английским самолётом у которого наблюдатель размещался за пилотом. Понятно, что к 1920 году, он устарел. Тем не менее, наряду с «Фарманами» и «Ньюпорами» составлял основную массу советской авиации. Конструктивно представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Название получил благодаря оригинальной конструкции бипланной коробки - бесцентропланное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу с помощью центрального кабана и четырех дополнительных диагональных подкосов ("полустоек"), соединявших верхние лонжероны фюзеляжа с лонжеронами крыла. Вооружался синхронным 7.7-мм пулеметами Vickers (мог иметь ещё один 7,7 мм на турели). Бомбовая нагрузка в зависимости от исполнения менялась от 0 до 100 кг. Россия начала заказывать самолёт у Sopwith Aviation Company в ноябре 1916, в марте следующего года прибыли первые 5 самолётов. К осени прибыло уже 120 английских и коло 30 французских машин. Освоил их производство и «Дукс» (собрано порядка сотни). Но к 1920 году ряды «полуторастоечников» изрядно поредели. И в Славенской группе их было всего 6.

«Sopwith 1 1\2 Strutter». Ещё один участник налёта на Жодино 14 мая 1920 г.

«Oeffagi D.III» из состава 13-й истребительной эскадры (13 eskadra mysliwska)
Плохое техническое состояние и потери привели к ситуации, когда в начале мая 1920 года 14-я разведывательная эскадрилья потеряла способность совершать полёты. В Жодино были спешно доставлены три самолёта «Halberstadt CL-II». Впрочем, тут обижаться на разунификацию не приходилось – самолёт фирмы Halberstadt Flugzeug-Werke GmbH предназначался для самостоятельного выполнения задач над территории противника и заметно превосходил «DFW». Первое время использовался в качестве истребителя. А славу сыскал, как штурмовик. Представлял собой двухместный деревянный одностоечный биплан. Вооружался одним-двумя синхронными 7,92-мм пулеметами огня LMG 08/15 Spandau и 7,92-мм пулеметом Parabellum на турели, позволяющей вести огонь не только назад, но и вперёд. Мог нести 5 бомб по 10 кг.

Этот Halberstadt CL-II 201/18 (14 eskadra wywiadowcza) Владислава Бартковяка и Иозефа Клича был сбит над Приямино 14 мая 1920 года. Фотографию можно увидеть в статье о дислокации.
20 мая 14-я разведывательная эскадра получила два самолёта «AEG C.4» из состава 8-й эскадры. Вот это уже был шаг назад. Обладая достаточно хорошими маневренными и эксплуатационным качествами, этот двухместный двухстоечный биплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой, считался устаревшим уже к 1918 году. В германских авиачастях был вытеснен «Halberstadt CL-II». Производился фирмой Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (AEG) в 1916-1917 г.г. Вооружался 7.92-мм пулеметом Parabellum на турели. В варианте ночного бомбардировщика мог нести до 300 кг. бомб.

AEG C.IV Такие самолёты 14 eskadra wywiadowcza получила при эвакуации в Слепянку.
19-я истребительная эскадра (бывшая «162 эскадра Спадов»), как следует из названия, была укомплектована самолётами «SPAD S.VII» фирмы " Societe Pour l'Aviation et ses Derives" (производства завода De Margay). Это были одноместные истребители-бипланы цельнодеревянной конструкции. Изюминкой машины был V-образный двигатель, позволивший обеспечить замечательные скоростные характеристики. Самолёт был быстр, прочен и надёжен. Правда, обладал весьма посредственной маневренностью и недостаточным вооружением (один 7.7-мм пулемет Vickers). «Спады» эскадра получила ещё будучи французской Escadrille Spa. 162 в армии генерала Геллера. К прибытию в Жодино, машины были порядком изношены.

«SPAD S.VII» 19 eskadra mysliwska (162 eskadra Spadow). Жодино. Май 1920 г.
Аналогичные «SPAD S.VII», но производства московского завода «Дукс» имелись по другую сторону фронта в «Славенской эскадрилье» в 10-м и 13-м истребительных авиаотрядах.

«SPAD S.VII» 10 истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.
Однако, основную массу «эскадрильи Ширинкина» составляли самолёты с маркой «Nieuport». А из них – «Nieuport N.24bis», производства того же завода «Дукс» (в Москве произведено около сотни машин). «Nieuport N.24» был попыткой за счёт лучшей аэродинамики повысить характеристики удачного для своего времени истребителя «Nieuport N.17». Попытка, надо сказать, неудачная – самолёт остался безнадёжно тихоходным. Не удивительно, что во французских ВВС «Ньюпоры» были вытеснены «Спадами». N.17 и N.24 являлись одноместными цельнодеревянными одностоечными полуторапланами с полотняной обшивкой. Вооружались одним 7.7-мм пулеметом Lewis (на стойках над крылом, что делало его почти бесполезным) и/ или одним синхронизированным 7.7-мм пулеметом Vickers.

«Nieuport N.24bis» из состава 13-го истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.
Так же упомянем творение Farman Aviation Works - «Farman F.30». Хоть их в Славенской авиагруппе было всего три, но один из них отметился в налёте на Жодино. Не смотря на архаичную конструкцию (двухместный полутороплан с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом) и соответствующие лётные характеристики самолёт производился на заводе «Дукс» до 1921 года и широко применялся на всех фронтах гражданской войны. Мог нести до 50 кг. лёгких бомб. Вооружался одним-двумя пулемётами на турели в кабине наблюдателя. То есть на носу самолёта. В таблице данные с двигателем Renault, но на самолёте Славенской группы, скорее всего, стоял Salmson.

Farman F.30. Аналогичная машина участвовала в налёте на аэродром в Жодино 14 мая 1920 г.
В том же налёте участвовал «Sopwith 1 1\2 Strutter». «Полуторастоечник» стал в своё время первым (1915 г.) английским самолётом у которого наблюдатель размещался за пилотом. Понятно, что к 1920 году, он устарел. Тем не менее, наряду с «Фарманами» и «Ньюпорами» составлял основную массу советской авиации. Конструктивно представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Название получил благодаря оригинальной конструкции бипланной коробки - бесцентропланное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу с помощью центрального кабана и четырех дополнительных диагональных подкосов ("полустоек"), соединявших верхние лонжероны фюзеляжа с лонжеронами крыла. Вооружался синхронным 7.7-мм пулеметами Vickers (мог иметь ещё один 7,7 мм на турели). Бомбовая нагрузка в зависимости от исполнения менялась от 0 до 100 кг. Россия начала заказывать самолёт у Sopwith Aviation Company в ноябре 1916, в марте следующего года прибыли первые 5 самолётов. К осени прибыло уже 120 английских и коло 30 французских машин. Освоил их производство и «Дукс» (собрано порядка сотни). Но к 1920 году ряды «полуторастоечников» изрядно поредели. И в Славенской группе их было всего 6.

«Sopwith 1 1\2 Strutter». Ещё один участник налёта на Жодино 14 мая 1920 г.
разведчики - лёгкие бомбардировщики | |||||
фирма | DFW | Halberstadt | AEG | Farman | Sopwith |
модель | C.V | CL-II | C -4 | F .30 | 1 1\2 Strutter |
Экипаж | 2 | 2 | 2 | 2 | 1-2 |
Размах крыла, м | 13.30 | 10.77 | 15.30 | 17.60 | 10.21 |
Длина, м | 7.90 | 7.30 | 7.30 | 9.25 | 7.69 |
Масса взлётная, кг | 1340 | 1130 | 1400 | 1120 | 975 |
Двигатель | рядный | рядный | рядный | ротационный | ротационный |
Benz | Benz | Benz | Renault | Clerget | |
Мощность, л.с. | 150 | 160 | 150 | 135 | 130 |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 170 | 143 | 135 | 164 |
Потолок, м | 4500 | 5100 | 3900 | 4000 | 4570 |
Скороподъёмность, м/мин | 133 | 60 | |||
Продолжительность полёта, ч.мин (км) | 3.50 | 3.00 | (520) | 135 | 3.45 |
Вооружение | 2х 7.92 | 2(3) х 7,92 | 1х 7.92 | 1(2)х 7.7 | 1х 7.7 |
истребители | |||
фирма | Oeffagi | SPAD | Nieuport |
модель | D . III | S.VII | N.24bis |
Экипаж | 1 | 1 | 1 |
Размах крыла, м | 9.00 | 7.82 | 8.21 |
Длина, м | 7.35 | 6.08 | 5.87 |
Масса взлётная, кг | 1005 | 705 | 547 |
Двигатель | рядный | V -8 | ротационный |
Austro-Daimler | Hispano-Suiza | Le Rhone | |
Мощность, л.с. | 245 | 180 | 130 |
Максимальная скорость, км/ч | 202 | 212 | 176 |
Потолок, м | 6000 | 5550 | 5550 |
Скороподъёмность, м/мин | 278 | 265 | |
Продолжительность полёта, ч (км) | 2.30 | 1.30 | (265) |
Вооружение | 2х8.00 | 1х 7.70 | 1(2)х 7.7 |
Следует иметь в виду, что указанные в таблице данные относятся к новым самолётам. Реальные характеристики могли быть значительно хуже в силу плохого состояния техники. Так же в худшую сторону, за счёт использования более тяжёлых материалов, отличалась продукция завода «Дукс».
Литература:
Tarkowski K., Lotnictvo Polskie w wojnie z Rosja sowiecka, WKL, Warszawa, 1991.
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
Березин П.Ф., Красная авиация в борьбе с белополяками, ГВИ НКО СССР, Москва, 1940.
М.Хайрулин, В.Кондратьев, Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне, Москва, 2009.
Сайт "Уголок неба"
Иллюстрации:
Сайт "Палитра крыла" «Палитра крыла»
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
«Авиация» №2-1999
Другие статьи по теме:
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 1 Дислокация сторон.
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 2. Затишье перед бурей. Действия жодинской авиационной группировки с октября 1919 г. по май 1920 г.
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 3. Апофеоз. Бои мая-июля 1920 года. Эвакуация аэродрома.
Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино
Литература:
Tarkowski K., Lotnictvo Polskie w wojnie z Rosja sowiecka, WKL, Warszawa, 1991.
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
Березин П.Ф., Красная авиация в борьбе с белополяками, ГВИ НКО СССР, Москва, 1940.
М.Хайрулин, В.Кондратьев, Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне, Москва, 2009.
Сайт "Уголок неба"
Иллюстрации:
Сайт "Палитра крыла" «Палитра крыла»
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
«Авиация» №2-1999
Другие статьи по теме:
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 1 Дислокация сторон.
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 2. Затишье перед бурей. Действия жодинской авиационной группировки с октября 1919 г. по май 1920 г.
Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 3. Апофеоз. Бои мая-июля 1920 года. Эвакуация аэродрома.
Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино
Comments