? ?

Previous Entry | Next Entry

Часть 4. Самолёты.

В дополнении к статье о дислокации польских и советских авиачастей на «линии Березины» в мае 1920 г. стоит кратко остановится на самолётах, которые были укомплектованы эти части.

Все рисунки приводятся в одинаковом масштабе.

Весна 1920 года стала периодом реорганизации польской авиации. Одним их мероприятий, проведённых в её рамках, стала унификация применяемых в эскадрах самолётов. Однако 14-я разведывательная (бывшая 3-я великопольская) эскадра в списках на замену самолётов не значится, так как изначально была укомплектована однотипной техникой. Это были самолёты немецкой фирмы Deutsche Flugzeugwerke GmbH «DFW C.V». – двухместные цельнодеревянные двухстоечные бипланы со смешанной обшивкой. Вооружение составляли синхронный 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau и турельный 7.92-мм пулемет Parabellum. Советская разведка опознала самолёты, как «LVG С.V». Что не удивительно – это тот же самый самолёт, произведённый по лицензии фирмой Luft-Verkehrs Gesellschaft GmbH.



«DFW C.V» Такими самолётами была вооружена 3 eskadra wielkopolska, к моменту преобразования в 14 eskadra wywiadowcza


Аналогично разведка обозналась, доложив о наличии в Жодино самолётов «Albatros D.III». На самом деле с 31 апреля по 5 мая с аэродрома выполняла полёты на сопровождение пара «Oeffagi D.III» из состава 13 истребительной эскадры. Самолёт производился фирмой "Osterreichische Flugzeugfabrik (Oeffag)". И являлся австрийской копией «Albatros D.III», Причём, это тот случай, когда копия лучше оригинала, за счёт установки более мощного двигателя «Австро-Даймлер». Самолёт представлял собой одноместный деревянный полутораплан с фюзеляжем типа полумонокок. Вооружение включало пару 8-мм синхронных пулеметов Schwarzlose. Две сотни «Oeffagi D.III» успели выпустить во время войны, некоторое количество - после окончания. Польша закупила 38 таких машин в 1919 году.



«Oeffagi D.III» из состава 13-й истребительной эскадры (13 eskadra mysliwska)

Плохое техническое состояние и потери привели к ситуации, когда в начале мая 1920 года 14-я разведывательная эскадрилья потеряла способность совершать полёты. В Жодино были спешно доставлены три самолёта «Halberstadt CL-II». Впрочем, тут обижаться на разунификацию не приходилось – самолёт фирмы Halberstadt Flugzeug-Werke GmbH предназначался для самостоятельного выполнения задач над территории противника и заметно превосходил «DFW». Первое время использовался в качестве истребителя. А славу сыскал, как штурмовик. Представлял собой двухместный деревянный одностоечный биплан. Вооружался одним-двумя синхронными 7,92-мм пулеметами огня LMG 08/15 Spandau и 7,92-мм пулеметом Parabellum на турели, позволяющей вести огонь не только назад, но и вперёд. Мог нести 5 бомб по 10 кг.



Этот Halberstadt CL-II 201/18 (14 eskadra wywiadowcza) Владислава Бартковяка и Иозефа Клича был сбит над Приямино 14 мая 1920 года. Фотографию можно увидеть в статье о дислокации.

20 мая 14-я разведывательная эскадра получила два самолёта «AEG C.4» из состава 8-й эскадры. Вот это уже был шаг назад. Обладая достаточно хорошими маневренными и эксплуатационным качествами, этот двухместный двухстоечный биплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой, считался устаревшим уже к 1918 году. В германских авиачастях был вытеснен «Halberstadt CL-II». Производился фирмой Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (AEG) в 1916-1917 г.г. Вооружался 7.92-мм пулеметом Parabellum на турели. В варианте ночного бомбардировщика мог нести до 300 кг. бомб.


AEG C.IV Такие самолёты 14 eskadra wywiadowcza получила при эвакуации в Слепянку.

19-я истребительная эскадра (бывшая «162 эскадра Спадов»), как следует из названия, была укомплектована самолётами «SPAD S.VII» фирмы " Societe Pour l'Aviation et ses Derives" (производства завода De Margay). Это были одноместные истребители-бипланы цельнодеревянной конструкции. Изюминкой машины был V-образный двигатель, позволивший обеспечить замечательные скоростные характеристики. Самолёт был быстр, прочен и надёжен. Правда, обладал весьма посредственной маневренностью и недостаточным вооружением (один 7.7-мм пулемет Vickers). «Спады» эскадра получила ещё будучи французской Escadrille Spa. 162 в армии генерала Геллера. К прибытию в Жодино, машины были порядком изношены.



«SPAD S.VII» 19 eskadra mysliwska (162 eskadra Spadow). Жодино. Май 1920 г.

Аналогичные «SPAD S.VII», но производства московского завода «Дукс» имелись по другую сторону фронта в «Славенской эскадрилье» в 10-м и 13-м истребительных авиаотрядах.



«SPAD S.VII» 10 истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.

Однако, основную массу «эскадрильи Ширинкина» составляли самолёты с маркой «Nieuport». А из них – «Nieuport N.24bis», производства того же завода «Дукс» (в Москве произведено около сотни машин). «Nieuport N.24» был попыткой за счёт лучшей аэродинамики повысить характеристики удачного для своего времени истребителя «Nieuport N.17». Попытка, надо сказать, неудачная – самолёт остался безнадёжно тихоходным. Не удивительно, что во французских ВВС «Ньюпоры» были вытеснены «Спадами». N.17 и N.24 являлись одноместными цельнодеревянными одностоечными полуторапланами с полотняной обшивкой. Вооружались одним 7.7-мм пулеметом Lewis (на стойках над крылом, что делало его почти бесполезным) и/ или одним синхронизированным 7.7-мм пулеметом Vickers.



«Nieuport N.24bis» из состава 13-го истребительного отряда 4-го истребительного дивизиона. Приямино. Май 1920 г.

Так же упомянем творение Farman Aviation Works - «Farman F.30». Хоть их в Славенской авиагруппе было всего три, но один из них отметился в налёте на Жодино. Не смотря на архаичную конструкцию (двухместный полутороплан с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом) и соответствующие лётные характеристики самолёт производился на заводе «Дукс» до 1921 года и широко применялся на всех фронтах гражданской войны. Мог нести до 50 кг. лёгких бомб. Вооружался одним-двумя пулемётами на турели в кабине наблюдателя. То есть на носу самолёта. В таблице данные с двигателем Renault, но на самолёте Славенской группы, скорее всего, стоял Salmson.



Farman F.30. Аналогичная машина участвовала в налёте на аэродром в Жодино 14 мая 1920 г.

В том же налёте участвовал «Sopwith 1 1\2 Strutter». «Полуторастоечник» стал в своё время первым (1915 г.) английским самолётом у которого наблюдатель размещался за пилотом. Понятно, что к 1920 году, он устарел. Тем не менее, наряду с «Фарманами» и «Ньюпорами» составлял основную массу советской авиации. Конструктивно представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Название получил благодаря оригинальной конструкции бипланной коробки - бесцентропланное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу с помощью центрального кабана и четырех дополнительных диагональных подкосов ("полустоек"), соединявших верхние лонжероны фюзеляжа с лонжеронами крыла. Вооружался синхронным 7.7-мм пулеметами Vickers (мог иметь ещё один 7,7 мм на турели). Бомбовая нагрузка в зависимости от исполнения менялась от 0 до 100 кг. Россия начала заказывать самолёт у Sopwith Aviation Company в ноябре 1916, в марте следующего года прибыли первые 5 самолётов. К осени прибыло уже 120 английских и коло 30 французских машин. Освоил их производство и «Дукс» (собрано порядка сотни). Но к 1920 году ряды «полуторастоечников» изрядно поредели. И в Славенской группе их было всего 6.



«Sopwith 1 1\2 Strutter». Ещё один участник налёта на Жодино 14 мая 1920 г.


разведчики - лёгкие бомбардировщики
 
фирма DFW Halberstadt AEG Farman Sopwith
модель C.V CL-II C -4 F .30 1 1\2 Strutter
Экипаж 2 2 2 2 1-2
Размах крыла, м 13.30 10.77 15.30 17.60 10.21
Длина, м 7.90 7.30 7.30 9.25 7.69
Масса взлётная, кг 1340 1130 1400 1120 975
Двигатель рядный рядный рядный ротационный ротационный
Benz Benz Benz Renault Clerget
Мощность, л.с. 150 160 150 135 130
Максимальная скорость, км/ч 160 170 143 135 164
Потолок, м 4500 5100 3900 4000 4570
Скороподъёмность, м/мин 133 60
Продолжительность полёта, ч.мин (км) 3.50 3.00 (520) 135 3.45
Вооружение 2х 7.92 2(3) х 7,92 1х 7.92 1(2)х 7.7 1х 7.7



истребители
       
фирма Oeffagi SPAD Nieuport
модель D . III S.VII N.24bis
Экипаж 1 1 1
Размах крыла, м 9.00 7.82 8.21
Длина, м 7.35 6.08 5.87
Масса взлётная, кг 1005 705 547
Двигатель рядный V -8 ротационный
Austro-Daimler Hispano-Suiza Le Rhone
Мощность, л.с. 245 180 130
Максимальная скорость, км/ч 202 212 176
Потолок, м 6000 5550 5550
Скороподъёмность, м/мин 278 265
Продолжительность полёта, ч (км) 2.30 1.30 (265)
Вооружение 2х8.00 1х 7.70 1(2)х 7.7


Следует иметь в виду, что указанные в таблице данные относятся к новым самолётам. Реальные характеристики могли быть значительно хуже в силу плохого состояния техники. Так же в худшую сторону, за счёт использования более тяжёлых материалов, отличалась продукция завода «Дукс».

Литература:
Tarkowski K., Lotnictvo Polskie w wojnie z Rosja sowiecka, WKL, Warszawa, 1991.
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
Березин П.Ф., Красная авиация в борьбе с белополяками, ГВИ НКО СССР, Москва, 1940.
М.Хайрулин, В.Кондратьев, Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне, Москва, 2009.
Сайт "Уголок неба"

Иллюстрации:
Сайт "Палитра крыла" «Палитра крыла»
Goworek T., Pierwsze samoloty mysliwskie lotnictwa polskiego, Sigma Not, Warszawa, 1991.
«Авиация» №2-1999


Другие статьи по теме:

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 1 Дислокация сторон.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 2. Затишье перед бурей. Действия жодинской авиационной группировки с октября 1919 г. по май 1920 г.

Аэродром Жодино. Противостояние польских и советских ВВС в мае-июле 1920 г на линии Березины. Часть 3. Апофеоз. Бои мая-июля 1920 года. Эвакуация аэродрома.

Гибель богатыря. Крушение "Ильи Муромца" у станции Жодино

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
dennis_m
Jul. 17th, 2011 05:15 am (UTC)
Спасибо.
victogan
Aug. 25th, 2012 06:09 pm (UTC)
Отлично! Редкая тема и интересная
francis_maks
Aug. 25th, 2012 07:00 pm (UTC)
А я ещё долго локти кусал, как так - никакой связи с авиацией у города. Радовался тому, что обнаружил историю потери Ильи Муромца в ближайшем Борисове. А тут в своём огороде, оказывается...
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones