Недалеко от прибрежной дороги на Варну сохранились остатки рукотворных пещер православного монастыря XIII-XIV в.в. Сейчас они превращены в популярный туристический объект с благоустроенной территорией и вечерним лазерным шоу. Но нас интересовало само сооружение, так что предпочли попасть туда днём.
Вылазка оказалась запланировано-случайной. Монастырь на карте выявили и даже спланировали до него автобусно-пеший маршрут. Но во время поездки в "Каменный лес", таксист предложил сделать крюк и разом посетить Аладжу.
Надо сказать, что никакого монастыря "Аладжа" никогда не существовало (что бы ни утверждали карты и таблички). Слово "аладжа" имеет турецкое происхождение и означает - "разноцветный, пёстрый". И никак не могло служить названием православного монастыря, функционировавшего до завоевания Болгарского царства Османской империей. В литературе впервые упоминается лишь в 1832 г. в "Письмах из Болгарии" Виктора Григорьевича Теплякова (этот источник я уже упоминал в связи с "Каменным лесом"). Он же сообщает, что болгары именуют обитель – "Гачукою".
Так же существует предание, согласно которому обитель освящена в честь Святого Спаса. Но оно записано ещё позже – в конце XIX века. Так что настоящее имя храма остаётся тайной.
Вход на территорию монастыря почему-то вызвал у меня ассоциацию с Шао-линем. Вход на 4-х обошёлся в 14 левов (около 7 евро).
Христиане-отшельники начали обживать пещеры в известковой скале в IV в н.э. То есть ещё до распада Римской империи на Западную и Восточную и прихода на эти земли болгар. Катакомбы, в которых они жили, молились и хоронили своих соратников, частично сохранились примерно в 800 м. к северо-западу.
Основной же скальный комплекс сооружён в XIII в с оформлением здесь монашеской общины.
Для удобства доступа туристов в левой части возведена лестница. И это несколько сбивает с толку, ведь настоящий вход с противоположной стороны. Так что для начала лучше ознакомиться со схемой, размещенной в небольшом местном музее.
Доступ внутрь осуществлялся с помощью приставной лестницы. С её помощью можно было попасть в крипту (5), сообщавшуюся с церковью для отпевания (4) и трапезной (3). Основная церковь (1) размещалась в дальнем конце комплекса. Путь в неё проходил через монашеские кельи (2). Добраться до часовни (7) на втором ярусе позволяла деревянная лестница (8).
То есть вот этого пути "вдоль обрыва, да по-над пропастью" от современной лестницы до часовни ранее не существовало. Вероятно, так старались минимизировать повреждения помещений.
Раньше лестница выходила сюда.
Слева виден современный проход
Доступ в часовню, где на потолке сохранилась фреска "Вознесение Господне" закрыт.
Посетителям остаётся смотреть через решётку, да бросать внутрь монетки.
"Сохранилась", к сожалению, очень громко сказано. Уцелели лишь отдельные фрагменты.
Решётка – отнюдь не излишня мера предосторожности. Этой фреске всего пять лет, а кто-то уже успел до неё добраться.
Раньше помещения второго яруса прикрывали с наружной стороны естественные и искусственные стены, но сейчас они утрачены. Известняк легко разрушается ветром и… птицами. Весьма охочими до разных предметов, оставляемых несознательными посетителями в нишах.
Так что пришлось кое-где ввести поддерживающие колонны и ограждения.
Вход из трапезной в крипту
Монахи использовали естественные пещеры, лишь подправляя их конфигурацию под свои нужды.
Сохранились могильные плиты. Которые тоже спешат посыпать мелочью.
Справа трапезная, дальше кельи и проход в церковь.
Основная монастырская церковь, освящённая в честь Святой Троицы. Доски на полу справа прикрывают ход к кельям.
Имеются поблизости и остатки раннехристианской базилики. Яркие мозаики которой, вероятно, и породили название "Аладжа". Сейчас они, вместе с другими находками, являются экспонатами местного филиала историко-археологического музея Варны.
Здесь же можно увидеть ряд икон (правда, доставленных из других мест).
Обращает на себя внимание непривычное для нас написание ликов святых. Вот эти вполне вписались бы в интерьер индуистского храма.
Сохранению монастыря мы обязаны основателям болгарской археологии – братьям Шкорпил. По их инициативе, в 1912 г. пещеры объявили памятником старины. С 1957 г. объект имеет статус памятника культуры национального значения.
Надо сказать, что никакого монастыря "Аладжа" никогда не существовало (что бы ни утверждали карты и таблички). Слово "аладжа" имеет турецкое происхождение и означает - "разноцветный, пёстрый". И никак не могло служить названием православного монастыря, функционировавшего до завоевания Болгарского царства Османской империей. В литературе впервые упоминается лишь в 1832 г. в "Письмах из Болгарии" Виктора Григорьевича Теплякова (этот источник я уже упоминал в связи с "Каменным лесом"). Он же сообщает, что болгары именуют обитель – "Гачукою".
Так же существует предание, согласно которому обитель освящена в честь Святого Спаса. Но оно записано ещё позже – в конце XIX века. Так что настоящее имя храма остаётся тайной.
Вход на территорию монастыря почему-то вызвал у меня ассоциацию с Шао-линем. Вход на 4-х обошёлся в 14 левов (около 7 евро).
Христиане-отшельники начали обживать пещеры в известковой скале в IV в н.э. То есть ещё до распада Римской империи на Западную и Восточную и прихода на эти земли болгар. Катакомбы, в которых они жили, молились и хоронили своих соратников, частично сохранились примерно в 800 м. к северо-западу.
Основной же скальный комплекс сооружён в XIII в с оформлением здесь монашеской общины.
Для удобства доступа туристов в левой части возведена лестница. И это несколько сбивает с толку, ведь настоящий вход с противоположной стороны. Так что для начала лучше ознакомиться со схемой, размещенной в небольшом местном музее.
Доступ внутрь осуществлялся с помощью приставной лестницы. С её помощью можно было попасть в крипту (5), сообщавшуюся с церковью для отпевания (4) и трапезной (3). Основная церковь (1) размещалась в дальнем конце комплекса. Путь в неё проходил через монашеские кельи (2). Добраться до часовни (7) на втором ярусе позволяла деревянная лестница (8).
То есть вот этого пути "вдоль обрыва, да по-над пропастью" от современной лестницы до часовни ранее не существовало. Вероятно, так старались минимизировать повреждения помещений.
Раньше лестница выходила сюда.
Слева виден современный проход
Доступ в часовню, где на потолке сохранилась фреска "Вознесение Господне" закрыт.
Посетителям остаётся смотреть через решётку, да бросать внутрь монетки.
"Сохранилась", к сожалению, очень громко сказано. Уцелели лишь отдельные фрагменты.
Решётка – отнюдь не излишня мера предосторожности. Этой фреске всего пять лет, а кто-то уже успел до неё добраться.
Раньше помещения второго яруса прикрывали с наружной стороны естественные и искусственные стены, но сейчас они утрачены. Известняк легко разрушается ветром и… птицами. Весьма охочими до разных предметов, оставляемых несознательными посетителями в нишах.
Так что пришлось кое-где ввести поддерживающие колонны и ограждения.
Вход из трапезной в крипту
Монахи использовали естественные пещеры, лишь подправляя их конфигурацию под свои нужды.
Сохранились могильные плиты. Которые тоже спешат посыпать мелочью.
Справа трапезная, дальше кельи и проход в церковь.
Основная монастырская церковь, освящённая в честь Святой Троицы. Доски на полу справа прикрывают ход к кельям.
Имеются поблизости и остатки раннехристианской базилики. Яркие мозаики которой, вероятно, и породили название "Аладжа". Сейчас они, вместе с другими находками, являются экспонатами местного филиала историко-археологического музея Варны.
Здесь же можно увидеть ряд икон (правда, доставленных из других мест).
Обращает на себя внимание непривычное для нас написание ликов святых. Вот эти вполне вписались бы в интерьер индуистского храма.
Сохранению монастыря мы обязаны основателям болгарской археологии – братьям Шкорпил. По их инициативе, в 1912 г. пещеры объявили памятником старины. С 1957 г. объект имеет статус памятника культуры национального значения.