francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Военно-морской музей Варны. Часть 2: Лейтенант Пущин - человек и миноносец



"Кърмово 75-мм оръдие тип "Кане"
От рускиея ескадрен миноносец "Лейтенант Пушчин"
Произведено в Обуховския стомнолеярен завод, Русия…"




Да эту табличку читать и читать.


Начну, пожалуй, с лейтенанта Пущина без кавычек - человека, в честь которого назван эсминец. Ибо Леонид Петрович Пущин (1843-1898 г.г.) - личность небезызвестная. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.г, принёсшей Болгарии независимость, командовал миноноской №1с транспорта "Великий Князь Константин". 28 мая 1877 г. во время атаки на турецкие броненосцы у Сулины, при попытке подвести шестовую мину под турецкий корабль, произошёл преждевременный подрыв (вероятно из-за попадания осколка бомбы в аккумуляторную батарею). Преследуемый противником вынужден был затопить катер и попал в плен.



По донесениям русского командования, в результате операции повреждён и выведен из строя до конца войны броненосец "Иджлалие". Однако турки факт какого-либо урона отрицают.



Впрочем, уже сама попытка применения оружия, требующего сближения на дистанцию около 6 метров (длина шеста) с боевым кораблём противника, достойна всяческого уважения. Через два месяца по возвращении из плена, 3 апреля 1878 г., лейтенант Пущин награждён орденом Святого Георгия IV класса.

Шестовая мина периода русско-турецкой войны 1877-1878 г.г.



В 1907 г. в его честь переименован один из миноносцев Черноморского флота. Встречаются утверждения, что это "уникальный исторический случай, когда при жизни офицера корабль назвали его именем". Но, насколько мне известно, Леонид Петрович умер в 1898 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на казанском кладбище в Царском Селе.



До получения персонифицированного наименования миноносец назывался "Задорным". Его новое имя стало обозначением типа всей серии. Несмотря на то, что он был лишь 8 из 9 спущенных на воду кораблей.

350-тонные миноносцы для Черноморского флота строились "Обществом судостроительных и литейных заводов в Николаеве" с 1900 по 1907 г.г., по калькам с кораблей типа "Буйный" Невского завода. Причём, упомянутого "кормового 75-мм орудия типа "Канэ" проект не предусматривал. Его появление стало результатом модернизации 1909-1913 г.г. Странность в другом. Производство "Обуховского сталелитейного завода" подтверждается заводской шильдой, хранящейся в экспозиции музея.



Номер на маховике (21) совпадает с шильдой Обуховского завода.



Но вот на казённой части ствола, хоть и не чётко, но читается - "Пермский завод". То ли шильда с другого орудия. То ли ствол. То ли вообще пушка не та. Зная, что болгары выставляют под видом своего легендарного миноносца "Дръзки" - ни чему не удивлюсь.





Кстати, небезынтересно будет сопоставить характеристики русских и "болгарских" миноносцев. Понятно, что сравнение несколько некорректное, поскольку русские корабли в разы крупнее и относятся к классу эскадренных миноносцев. Но раз уж они вполне могли столкнуться в бою… Да и представлять масштаб, стоя возле "Дерзкого" будет легче.

"Шумни", "Летящи",
"Дръзки", "Смели",
"Храбри", "Строги"
"Завидный", "Заветный",
"Жуткий", "Живой",
"Жаркий", "Живучий",
"Лейтенант Пущин",
"Звонкий", "Зоркий"


верфь "Шнайдер" (Франция) "Общество судостроительных и литейных заводов в Николаеве"
производство 1905-1908 г.г. 1901-1907 г.г.
количество 6 9
водоизмещение 97,5 т 350 (410-150) т
длина 38 м 64 м
ширина 4 м 6,4 м
мощность двигателя 1950 л.с. 5500—6000 л.с.
скорость 26 узлов 23,5—26,5 узлов
дальность плавания 500 миль 900—1200 миль
Вооружение:
торпедные аппараты 2х450-мм 2 × 381(457)-мм
запас торпед 2 4 (3)
пушки 1 (2) х 75-мм Канэ
2х47-мм "Шнайдер"
(с 1934 г. заменены на
2х37-мм "Рейнметалл")
5 × 47-мм Гочкисс (демонтированы при модернизации)
пулемёты 2х7,98-мм (6 × 7,62-мм)
мины (18)


В скобках – данные после модернизации 1934 и 1909-1913 г.г. соответственно.







Cобственно, к столкновениям и тому, как пушка попала в музей. Черноморский флот первые свои выстрелы в Первой мировой войне произвёл 29 октября 1914 г., как раз таки пушками "лейтенанта Пущина" и однотипных "Живучего" и "Жаркого". Именно эсминцы дозорного дивизиона не проспали "Севастопольскую побудку" и пытались атаковать "Гебен". И хотя особого урона турецкому-немецкому крейсеру нанести не смогли (а "лейтенант Пущин" ещё и получил снаряд в кубрик и потерял дымовую трубу), но на то, что время безнаказанного обстрела закончилось, намекнули недвусмысленно.

Болгария же вступила в войну на стороне Центральных держав 14 октября 1915 г. Естественной реакцией стали набеговые операции Черноморского флота на порты, сопровождавшиеся обстрелами портов и минными постановками. На одной из минных банок подорвался и затонул 11 сентября 1916 г. миноносец "Шумни". Широко применялись мины и в оборонительных целях. 25 февраля 1916 г. жертвой заграждения стал "Лейтенант "Пущин".

Вот такая ирония судьбы – корабль, названый в честь человека, сражавшегося за независимость Болгарии, уничтожен болгарской миной.

Прицел "для минных орудий" конструкции лейтенанта Нидермиллера, поднятый со дна моря в 2010 г.

Tags: 1_Мировая, Артиллерия, Болгария, Варна, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment