Эти невзрачные серые пушки, задвинутые сторону, теряются на фоне эффектных экспонатов. Между тем, они когда-то служили на корабле, равного которому по рангу в болгарском флоте больше не было. Ибо числился он, ни много ни мало – крейсером.




Можно, конечно, спорить – насколько корректно именовать так корабль, длиной в 64 м и водоизмещением всего в 717 т. и фактически являющийся мореходной торпедно-артиллерийской канонерской лодкой. Тем не менее, в официальных списках болгарского флота он числился именно как "крейсер". Правда, позднее добавилось "учебный". Обыватели же на открытках писали - "военный пароход"

А вот на табличке к модели (не музейной, а авторской), "Nadiejda" обозначена, как "авизо". И в этом тоже есть смысл, так как проект разработан на базе французского судна именно такого назначения ("Касабланка").

Но чем бы ни был корабль, спущенный на воду в Булони в 1898 г., для Болгарии он стал родоначальником Военно-Морского флота. До него существовала лишь "морская часть", арсенал и несколько катеров. С приходом "Надежды" появился корабль. И возможность готовить настоящих моряков.
Вероятно, учебная составляющая присутствовала ещё при заказе корабля. Иначе трудно объяснить состав его вооружения. Пара однотрубных 380-мм торпедных аппаратов, размещённых перед рубкой по бортам, дополнялись парой 100-мм пушек ближе к корме. Носовым и кормовым орудиями служили 65-мииллиметровки. И в дополнение к этому имелись ещё и две 47-мм пушки. Все производства фирмы "Шнайдер".


Кстати, на старых фотографиях всё выглядят куда эффектнее, чем в музее.
Вот 380-мм торпедный аппарат правого борта.

Лихо заряжается 100-мм. Всё сверкает и блестит.

А тут колдуют над кормовым 65-мм…

Стоп! Но это совсем другое орудие.

Если присмотреться, то видно, что музейная пушка ещё и гораздо короче. Но больше-то 65-мм в Болгарии взяться неоткуда.


Табличка от 100-мм пушки утверждает, что она установлена на корабль в 1900 г. Возможно, что и 65-мм при этом заменили на более совершенную. Тем более, что впоследствии она стала "главным калибром" крейсера.
Не знаю точно дату демонтажа 100-мм орудий. Некоторые источники называют канун Первой мировой войны. Но 20 ноября 1912 г., в знаменательный день сражения дивизиона болгарских миноносцев с турецким крейсером "Гамидие", Надежда уже стояла без них. Так что все попытки капитана выйти на шум разгорающегося боя были благоразумно пресечены начальством.
Эффективность 100-мм пушек к этому моменту явно оценивали выше, чем всего корабля в целом. И предпочли использовать их в береговой обороне. Оставив "Надежде" роль брандвахтенного судна.
В таком же качестве она пережила и Великую войну.
16 сентября 1918 г. Её решили подремонтировав, не найдя для этого лучшего места, чем оккупированная Германией база Черноморского флота. Но пока корабль стоял в порту, немцы сменились Антантой. А революционные настроения проникли на борт. И 15 декабря 1918 г. на корабле вспыхнуло восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова. Уже к вечеру подавленное английской морской пехотой. Арестованных отправили на родину на английском крейсере "Тремор". А"Надежда" застряла в Крыму никому не нужная. И в конце 20-х пошла на слом.


А вот на табличке к модели (не музейной, а авторской), "Nadiejda" обозначена, как "авизо". И в этом тоже есть смысл, так как проект разработан на базе французского судна именно такого назначения ("Касабланка").

Но чем бы ни был корабль, спущенный на воду в Булони в 1898 г., для Болгарии он стал родоначальником Военно-Морского флота. До него существовала лишь "морская часть", арсенал и несколько катеров. С приходом "Надежды" появился корабль. И возможность готовить настоящих моряков.
Вероятно, учебная составляющая присутствовала ещё при заказе корабля. Иначе трудно объяснить состав его вооружения. Пара однотрубных 380-мм торпедных аппаратов, размещённых перед рубкой по бортам, дополнялись парой 100-мм пушек ближе к корме. Носовым и кормовым орудиями служили 65-мииллиметровки. И в дополнение к этому имелись ещё и две 47-мм пушки. Все производства фирмы "Шнайдер".


Кстати, на старых фотографиях всё выглядят куда эффектнее, чем в музее.
Вот 380-мм торпедный аппарат правого борта.

Лихо заряжается 100-мм. Всё сверкает и блестит.

А тут колдуют над кормовым 65-мм…

Стоп! Но это совсем другое орудие.

Если присмотреться, то видно, что музейная пушка ещё и гораздо короче. Но больше-то 65-мм в Болгарии взяться неоткуда.


Табличка от 100-мм пушки утверждает, что она установлена на корабль в 1900 г. Возможно, что и 65-мм при этом заменили на более совершенную. Тем более, что впоследствии она стала "главным калибром" крейсера.
Не знаю точно дату демонтажа 100-мм орудий. Некоторые источники называют канун Первой мировой войны. Но 20 ноября 1912 г., в знаменательный день сражения дивизиона болгарских миноносцев с турецким крейсером "Гамидие", Надежда уже стояла без них. Так что все попытки капитана выйти на шум разгорающегося боя были благоразумно пресечены начальством.
Эффективность 100-мм пушек к этому моменту явно оценивали выше, чем всего корабля в целом. И предпочли использовать их в береговой обороне. Оставив "Надежде" роль брандвахтенного судна.
В таком же качестве она пережила и Великую войну.
16 сентября 1918 г. Её решили подремонтировав, не найдя для этого лучшего места, чем оккупированная Германией база Черноморского флота. Но пока корабль стоял в порту, немцы сменились Антантой. А революционные настроения проникли на борт. И 15 декабря 1918 г. на корабле вспыхнуло восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова. Уже к вечеру подавленное английской морской пехотой. Арестованных отправили на родину на английском крейсере "Тремор". А"Надежда" застряла в Крыму никому не нужная. И в конце 20-х пошла на слом.
