Собирался оставить эту тему напоследок. Как-никак главный экспонат Военно-Морского музея. Самый славный бой болгарского флота. И самый наглый обман экспозиции. Но так уж получилось, что три последних поста оказались объединены одним периодом (1-я Балканская война – 1-я Мировая война) и закрыть тему без рассказа о миноносцах типа "Дерзкий" не представляется возможным.


Начало XX века Болгария встретила не просто независимым государством, но страной, обладающей Военно-Морским флотом. Правда, в его составе (помимо катеров) числился всего один корабль – крейсер "Надежда". И тот с весьма спорными боевыми качествами.
Ситуация резко изменилась с заказом во Франции на верфи, принадлежащей фирме "Шнайдер", сразу 6 (!) миноносцев ("Шумни", "Летящи", "Дръзки", "Смели", "Храбри", "Строги"). С одной стороны такой аппетит выглядит непомерным – впоследствии Болгария никогда даже не помышляла о покупке такого количества новых однотипных кораблей. С другой – выбор типового проекта «38-метрового» миноносца выглядит вполне вменяемым. Для действий вблизи собственных портов скромного водоизмещения в 97,5 тонн вполне хватало. А на более амбициозные задачи флот не замахивался. Количество же вселяло надежду на возможность дать отпор более мощным кораблям. И эта надежда частично оправдалась.
Носовые таблички с названиями болгарских миноносцев

Воспрепятствовать блокаде и обстрелу Варны эскадрами противника, конечно, не удалось. Атаки на турецкие броненосцы во время 1-й Балканской войны окончились безрезультатно. Заставив, впрочем, противника прикрывать свои морские перевозки боевыми кораблями. И для одного из них встреча с болгарскими миноносцами закончилась плачевно.

В 0:35 8 (21) ноября 1912 г. во время выхода на перехват турецких транспортов с борта "Строгого" заметили турецкий крейсер "Гамидие". Дивизион (а в эту вылазку отправились 4 корабля) немедленно атаковал противника. Идущий первым "Летящи" повернул влево, лёг на встречный курс и в 0:43 выпустил торпеду на правый борт с расстояния в 500 м. Мимо. "Гамидие" открыл артиллерийский огонь по миноносцам, идущим с включёнными ходовыми огнями. "Смели" повторил маневр головного миноносца, но сблизился до 300 м. Ещё ближе подошёл "Строги". Но и их выстрелы не попали в цель. И лишь "Дръзки", почти в упор (со 100 м) вогнал торпеду в борт вражеского крейсера. Последовал взрыв и "Гамидие" начал оседать носом.
Турецкий крейсер "Гамидие"

На шум боя подтянулись турецкие контрминоносцы и канонерка. Что вынудило командира дивизиона, капитана II ранга (впоследствии – I-го) Дмитр Добрева, отменить повторную атаку и скомандовать возвращение в Варну. В итоге "Гамидие" удалось отбуксировать в Стамбул. А его капитану не оставалось ничего иного, как признать, что произошедшее – "крупная и успешная атака болгарского флота, у которого нет никакого прошлого, одно славное начало, каким он может гордиться".
Памятная табличка в честь боя 21 ноября 1912 г.

Увы, славного продолжения не последовало. Атака так и осталась самой успешной операцией болгарского флота. 2-ю Балканскую войну дивизион малых миноносцев закончил прячась в Севастополе. А в Первую мировую воевал уже против России. И 11 сентября 1916 г потерял на русском заграждении миноносец "Шумни". 28 ноября 1918 г. наскочил на камни "Летящи".
Миноносцы в 1924 г.

4 оставшихся миноносца модернизировали в середине 1930-х, удалив носовой торпедный аппарат и заменив "родные" 47-мм пушки "Шнайедер" на 37-мм "Рейнметалл".
Миноносцы без носового торпедного аппарата

47-мм "Шнайдер" на левом борту "Дерзкого"

А это уже правый борт

Ещё парочку

С заглушкой

Немецкие пушки ставили не вместо "Шнайдеров" по бортам, а на носу и корме.

И снова на месте



Торпедные аппараты


Их в музее даже с избытком.

Носовой тоже восстановлен (по крайней мере внешне)

Торпеда

И моя любимая часть – гироскоп.

Участие миноносцев во Второй Мировой войне оказалось минимальным. Но чуть не стало фатальным для "Дерзкого". 15 октября 1942 г. он затонул прямо в порту от внутреннего взрыва. Но его подняли и восстановили. И снова утопили 7 сентября 1944 г., чтобы не сдавать Черноморскому флоту. В итоге в состав последнего ненадолго вошли "Смели" и "Строги". Летом 1945 г. все корабли вернули Болгарии.
Списаны все 4 миноносца в 1955 г. В 1957 г. принято решение о сохранении миноносца "Дръзки" в качестве памятника.
Теперь самое время рассказать про заявленный в начале "самый наглый обман". Дело в том, что стоящий в Варне миноносец НЕ "Дръзки". От последнего в нём лишь пробитая турецкими осколками труба и пушка. Всё остальное, это… "Смели" (по другим источникам - "Строги").
Боевые повреждения на трубе ещё в тридцатые годы обозначили табличками








У входа стоит бюст в честь Дмитра Добрева

А в музейной экспозиции хранятся его мундир, оружие и награды.



Ситуация резко изменилась с заказом во Франции на верфи, принадлежащей фирме "Шнайдер", сразу 6 (!) миноносцев ("Шумни", "Летящи", "Дръзки", "Смели", "Храбри", "Строги"). С одной стороны такой аппетит выглядит непомерным – впоследствии Болгария никогда даже не помышляла о покупке такого количества новых однотипных кораблей. С другой – выбор типового проекта «38-метрового» миноносца выглядит вполне вменяемым. Для действий вблизи собственных портов скромного водоизмещения в 97,5 тонн вполне хватало. А на более амбициозные задачи флот не замахивался. Количество же вселяло надежду на возможность дать отпор более мощным кораблям. И эта надежда частично оправдалась.
Носовые таблички с названиями болгарских миноносцев

Воспрепятствовать блокаде и обстрелу Варны эскадрами противника, конечно, не удалось. Атаки на турецкие броненосцы во время 1-й Балканской войны окончились безрезультатно. Заставив, впрочем, противника прикрывать свои морские перевозки боевыми кораблями. И для одного из них встреча с болгарскими миноносцами закончилась плачевно.

В 0:35 8 (21) ноября 1912 г. во время выхода на перехват турецких транспортов с борта "Строгого" заметили турецкий крейсер "Гамидие". Дивизион (а в эту вылазку отправились 4 корабля) немедленно атаковал противника. Идущий первым "Летящи" повернул влево, лёг на встречный курс и в 0:43 выпустил торпеду на правый борт с расстояния в 500 м. Мимо. "Гамидие" открыл артиллерийский огонь по миноносцам, идущим с включёнными ходовыми огнями. "Смели" повторил маневр головного миноносца, но сблизился до 300 м. Ещё ближе подошёл "Строги". Но и их выстрелы не попали в цель. И лишь "Дръзки", почти в упор (со 100 м) вогнал торпеду в борт вражеского крейсера. Последовал взрыв и "Гамидие" начал оседать носом.
Турецкий крейсер "Гамидие"

На шум боя подтянулись турецкие контрминоносцы и канонерка. Что вынудило командира дивизиона, капитана II ранга (впоследствии – I-го) Дмитр Добрева, отменить повторную атаку и скомандовать возвращение в Варну. В итоге "Гамидие" удалось отбуксировать в Стамбул. А его капитану не оставалось ничего иного, как признать, что произошедшее – "крупная и успешная атака болгарского флота, у которого нет никакого прошлого, одно славное начало, каким он может гордиться".
Памятная табличка в честь боя 21 ноября 1912 г.

Увы, славного продолжения не последовало. Атака так и осталась самой успешной операцией болгарского флота. 2-ю Балканскую войну дивизион малых миноносцев закончил прячась в Севастополе. А в Первую мировую воевал уже против России. И 11 сентября 1916 г потерял на русском заграждении миноносец "Шумни". 28 ноября 1918 г. наскочил на камни "Летящи".
Миноносцы в 1924 г.

4 оставшихся миноносца модернизировали в середине 1930-х, удалив носовой торпедный аппарат и заменив "родные" 47-мм пушки "Шнайедер" на 37-мм "Рейнметалл".
Миноносцы без носового торпедного аппарата

47-мм "Шнайдер" на левом борту "Дерзкого"

А это уже правый борт

Ещё парочку

С заглушкой

Немецкие пушки ставили не вместо "Шнайдеров" по бортам, а на носу и корме.

И снова на месте



Торпедные аппараты


Их в музее даже с избытком.

Носовой тоже восстановлен (по крайней мере внешне)

Торпеда

И моя любимая часть – гироскоп.

Участие миноносцев во Второй Мировой войне оказалось минимальным. Но чуть не стало фатальным для "Дерзкого". 15 октября 1942 г. он затонул прямо в порту от внутреннего взрыва. Но его подняли и восстановили. И снова утопили 7 сентября 1944 г., чтобы не сдавать Черноморскому флоту. В итоге в состав последнего ненадолго вошли "Смели" и "Строги". Летом 1945 г. все корабли вернули Болгарии.
Списаны все 4 миноносца в 1955 г. В 1957 г. принято решение о сохранении миноносца "Дръзки" в качестве памятника.
Теперь самое время рассказать про заявленный в начале "самый наглый обман". Дело в том, что стоящий в Варне миноносец НЕ "Дръзки". От последнего в нём лишь пробитая турецкими осколками труба и пушка. Всё остальное, это… "Смели" (по другим источникам - "Строги").
Боевые повреждения на трубе ещё в тридцатые годы обозначили табличками








У входа стоит бюст в честь Дмитра Добрева

А в музейной экспозиции хранятся его мундир, оружие и награды.


