francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Военно-морской музей Варны. Часть 7: "Русское время"

После Второй Мировой войны обновлением болгарского флота занялся Советский Союз. На постаменте у входа в музей установлен малый торпедный катер типа 123К. Последний из реданных глиссирующих катеров, разработанных в СССР. И первый из 12 катеров данного типа, полученных Болгарией в 1957 г. (Ранее имел №11).




В дальнем углу за вертолётом прячется 45-мм морская универсальная артсистема 21-К. Обнаружил её только при внимательном просмотре отснятого в музее, так что таблички с указанием происхождения не видел. Пушка могла стоять на одной из трёх подводных лодок типа "М", переданных Болгарии в 1948 г.(М-202, М-203, М-204, перенумерованных, соответственно, в №41, №42 и №43). Но вряд ли – там они использовались без щита. Скорее всего, орудие снято с морского охотника типа МО-IV.



4 (по другим сведениям 5) катеров прибыли в Варну в 1947 г. Первоначально входили в состав "Бригады надводных кораблей". Затем образовали "дивизион малых охотников", базировавшийся в Сазополе. Выведены из состава флота в 1957 г.

Доступность таблички ещё ничего не гарантирует. В описании этой установки приводятся данные по дальности и скорострельности, но ни её тип, ни корабль, с которого она демонтирована, не указаны. И если опознать 25-мм 2М-3 не сложно, то на счёт её происхождения ничего сказать не могу.



Учебный макет двигателя М-503-А2, устанавливаемого на большие торпедные катера проекта 206. В 1970-1978 г.г. Болгарии передали 6 таких катеров, первоначально получивших №№24-29. В 1985 г. их переименовали, соответственно, в "Орёл" (№104), "Ястреб" (№105), "Альбатрос" (№106), "Ягуар" (№114), "Барс" (№115), "Пантера" (№116). Списаны в районе 2000 г. Некоторые из них успели послужить патрульными пограничными катерами.



85-мм одноорудийная универсальная башенная установка 92-К. Этой таблички не видел, но тут всё должно быть просто – ими вооружались эсминцы проекта 30К, а таковой в Болгарии был один – "Георгий Дмитров". После пожара на переданном ранее "Железнякове" (тип "Новик"), было решено заменить его более современным кораблём. В итоге в Варну отправился "Озорной". Заложенный в 1939 г. и спущенный на воду годом спустя, эсминец достроили и включили в состав флота только в 1949 г. Так что 24 августа 1949 г., когда на нём подняли флаг Болгарии, он был формально новым. К месту службы прибыл в 1950 г. Тогда же и переименован. До 1956 г. служил флагманом. В 1957 ходил в Средиземное и Адриатическое моря. Годом спустя выведен в резерв и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля Военно-морского училища. В 1963 г разоружён. В том же году затонул во время шторма.



Модель корабля в экспозиции.



100-мм пушка Б-34 УСМА со сторожевого корабля "Смелый". Первая советская универсальная установка с автоматическим дистанционным наведением от дальномерного поста.



Три корабля проекта 50, СССР передал Болгарии в 1957-1959 г.г. Как раз после списания старых французских миноносцев типа "Дерзкий". Так что наименование в их честь ("Смелый" и "Дерзкий") было вполне логичным. Странно при этом, что третий сторожевик стал не "Строгим" или "Храбрым", а "Бодрым".



533-мм торпедный аппарат ТТА-53-50 с того же корабля. На ряде кораблей этого проекта стояли двухтрубные ДТА-53-50.



Модель систершипа "Дерзкий"



С 1958 по 1989 г. "Смелый" оставался флагманом болгарского Военно-морского флота. В 1989 сторожевики проекта 50 списали.

Новым флагманом и третьим носителем имени стал сторожевой корабль специального "экспортного" проекта 1159 (бывший советский СКР "Дельфин" 1975 г. постройки, передан в 1989 г.). В настоящее время классифицируется, как фрегат.



А "Дерзким" сейчас называется один из трёх экс-норвежских фрегатов типа "Виллинген" (бывший "Ванделаар"), купленных в 2005 – 2009 г.г.
Tags: Артиллерия, Болгария, Варна, Музей, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments