Есть на открытой площадке музея вот такой экспонат. "Винт от руската яхта "Колхида"". Вот странная судьба бывает у названий кораблей. На воду судно спускали, как "Тамару". И под этим именем оно плавала пятнадцать лет. Утонула под именем "Пернач". "Колхидой" была всего пять лет - пятую часть своей жизни. Тем не менее, именно так упоминается в большинстве источников.
Построена в 1898 г. на заводе "Крейтон & Ко" в Або для великого князя Михаила Александровича. И до 1913 г. служила сугубо увеселительным судном. А в июне 1913 г. выкуплена Морским ведомством, переименовано в "Колхиду" и перепрофилировано в судно связи при штабе командующего Черноморским флотом.
Тут стоит дать некоторое пояснение для понимания того, что такое яхта члена императорской фамилии. В том же 1898 г. французы построили для Болгарии корабль, официально зачисленный в Военно-морской флот в качестве крейсера ("Надежда"). Его водоизмещение составляло 717 тонн. "Тамара/Колхида" тянула на 992 т.
Причём, под "судном связи" подразумевалось не посыльное авизо (для этой цели 14 узлов максимальной скорости уже было явно маловато), а корабль, оборудованный мощной радиоприёмной и передающей аппаратурой. Способной уверено ловить сигнал из столицы.
Что, собственно, и прославило судно в советской историографии – именно на нём, первым на юге России, были приняты сообщение радиостанций крейсера «Аврора» и портовой радиостанции «Новая Голландия» с обращением Ленина "к гражданам России". В котором сообщалось о свержении Временного правительства и первых декретах советской власти.
В последовавшей за этим гражданской войне судно оказалось в составе Белого флота. Но уже в новом качестве. Актуальность дальней связи снизилась, а вот минных заградителей не хватало. К новой профессии добавилось и новое имя – "Пернач". Но носить его пришлось недолго – во время бегства белых войск из Крыма в 1920 г. "Пернач" у входа в Варненский залив налетел на затонувшее судно и затонул. Попытка поднять его в 1923 г. не увенчалась успехом.
В 1960-е годы со дна достали резное носовое украшение –голову беркута (музейная табличка называет её орлиной )
Тогда же в экспозицию музея попал нактоуз с магнитным компасом.
Тут стоит дать некоторое пояснение для понимания того, что такое яхта члена императорской фамилии. В том же 1898 г. французы построили для Болгарии корабль, официально зачисленный в Военно-морской флот в качестве крейсера ("Надежда"). Его водоизмещение составляло 717 тонн. "Тамара/Колхида" тянула на 992 т.
Причём, под "судном связи" подразумевалось не посыльное авизо (для этой цели 14 узлов максимальной скорости уже было явно маловато), а корабль, оборудованный мощной радиоприёмной и передающей аппаратурой. Способной уверено ловить сигнал из столицы.
Что, собственно, и прославило судно в советской историографии – именно на нём, первым на юге России, были приняты сообщение радиостанций крейсера «Аврора» и портовой радиостанции «Новая Голландия» с обращением Ленина "к гражданам России". В котором сообщалось о свержении Временного правительства и первых декретах советской власти.
В последовавшей за этим гражданской войне судно оказалось в составе Белого флота. Но уже в новом качестве. Актуальность дальней связи снизилась, а вот минных заградителей не хватало. К новой профессии добавилось и новое имя – "Пернач". Но носить его пришлось недолго – во время бегства белых войск из Крыма в 1920 г. "Пернач" у входа в Варненский залив налетел на затонувшее судно и затонул. Попытка поднять его в 1923 г. не увенчалась успехом.
В 1960-е годы со дна достали резное носовое украшение –голову беркута (музейная табличка называет её орлиной )
Тогда же в экспозицию музея попал нактоуз с магнитным компасом.