Что-то я растянул описание экспонатов открытой площадки музея. Пора бы и закругляться. Так что скоренько пробегусь по ещё не охваченному и следующий раз -внутрь.


СССР поставлял в Болгарию не только корабли, но и гораздо более прозаичные вещи.
Тяжёлый мотоцикл М-72 – советская копия BMW R71. Предмет вожделения байкеров 90-х.

Автомобиль ЗиС-12 (удлинённая версия ЗиС-5) и прожекторная станция 3-15-4Б. В Болгарии такие использовались в 1944-1945 г.г. при тралении мин.


Его более поздний собрат.

Транспортный вертолёт Ми-4.


Ка-25Ц. Хоть он и значится на табличке "палубным" (каковым и является по назначению), но припомнить в составе болгарского флота корабль, на котором он мог бы базироваться, мне не удалось.


Береговая установка Б-163 "Сопка" с крылатой ракетой С-2. Принятый на вооружение в 1953 г. авиационный комплекс "Комета" показал весьма обнадёживающие результаты в качестве противокорабельного. Попадания снаряжённого инертной БЧ снаряда оказалось достаточно для потопления корабля-мишени ("Красный Крым"). Так что соблазн приспособить ракету для базирования на кораблях был весьма велик. Но испытания на борту "Адмирала Нахимова" выявили весьма скромную дальность, ограниченную высотой размещения антенны РЛС целеуказания (43 км). Так что корабельный вариант дальше испытаний не продвинулся. А вот береговой пошёл в серию – здесь РЛС можно было поднять гораздо выше. Что обеспечивало пуски на дальность до 92 км.

К 1962 г, когда ракеты поступили на вооружение болгарского флота, в арсенале уже имелась тепловая головка самонаведения "Спутник-2", позволявшая стрелять на 105 км.
Хорошо виден пусковой ускоритель, отсутствующий на авиационном варианте.

"Широкую известность в узких кругах" ракете принесло существование двух защищённых стационарных комплексов - на острове Кильдин (Кольский залив) и в Крыму близ Балаклавы (объект "100") . Последний засветился в советском боевике "Одиночное плавание". Правда уже перевооружённый на П-35
И напоследок - коллекция мин.


Тяжёлый мотоцикл М-72 – советская копия BMW R71. Предмет вожделения байкеров 90-х.

Автомобиль ЗиС-12 (удлинённая версия ЗиС-5) и прожекторная станция 3-15-4Б. В Болгарии такие использовались в 1944-1945 г.г. при тралении мин.


Его более поздний собрат.

Транспортный вертолёт Ми-4.


Ка-25Ц. Хоть он и значится на табличке "палубным" (каковым и является по назначению), но припомнить в составе болгарского флота корабль, на котором он мог бы базироваться, мне не удалось.


Береговая установка Б-163 "Сопка" с крылатой ракетой С-2. Принятый на вооружение в 1953 г. авиационный комплекс "Комета" показал весьма обнадёживающие результаты в качестве противокорабельного. Попадания снаряжённого инертной БЧ снаряда оказалось достаточно для потопления корабля-мишени ("Красный Крым"). Так что соблазн приспособить ракету для базирования на кораблях был весьма велик. Но испытания на борту "Адмирала Нахимова" выявили весьма скромную дальность, ограниченную высотой размещения антенны РЛС целеуказания (43 км). Так что корабельный вариант дальше испытаний не продвинулся. А вот береговой пошёл в серию – здесь РЛС можно было поднять гораздо выше. Что обеспечивало пуски на дальность до 92 км.

К 1962 г, когда ракеты поступили на вооружение болгарского флота, в арсенале уже имелась тепловая головка самонаведения "Спутник-2", позволявшая стрелять на 105 км.
Хорошо виден пусковой ускоритель, отсутствующий на авиационном варианте.

"Широкую известность в узких кругах" ракете принесло существование двух защищённых стационарных комплексов - на острове Кильдин (Кольский залив) и в Крыму близ Балаклавы (объект "100") . Последний засветился в советском боевике "Одиночное плавание". Правда уже перевооружённый на П-35
И напоследок - коллекция мин.

