Хотя возраст болгарского флота насчитывает чуть больше века, это вовсе не означает отсутствие в музее гораздо более старых экспонатов. Благо, прибрежные воды активно использовались мореплавателями ещё с античных времён. И, к несчастью для них, но к удаче археологов и дайверов, далеко не весь груз благополучно достигал цели.
Кстати, небольшая подвальная комната, оформленная под морское дно, осталась самым ярким впечатлением для детей.
Кстати, небольшая подвальная комната, оформленная под морское дно, осталась самым ярким впечатлением для детей.
А вот кое-что из "улова"
Ойкумена когда-то имела весьма скромные размеры.
Якоря на все вкусы и возможности
Пара корабельных орудий XVI века и венецианская пушка XVII-го.
А это макет пушки времён Крымской войны.
Пара настоящих лежит на открытой площадке.
Там же можно увидеть турецкую мортиру 1773-1774 г.г.
И ещё несколько различных орудий.
Не обошлось в экспозиции без ростральных фигур. Они не настолько древние, как кажется на первый взгляд. Конец XIX - начало XX века.
Эта - с греческого корабля, название которого я не воспроизведу.
Голова беркута – с русской яхты "Колхида". А фигура со львами – с княжеской яхты "Александр I"
Заказал её постройку во Франции в 1883 г. Александр Конкевич, командир дунайской флотилии (флота Болгария на тот момент ещё не имела) и капитан-лейтенант… русского флота. Впрочем, ничего удивительного – и матчасть и офицерский состав новорожденной флотилии предоставила Россия.
Болгарии достались отмобилизованные на чёрном море для русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. пароходы, и переброшенные с Балтики по железной дороге катера. 31 июля 1879 г. в Рущуке были торжественно подняты болгарские флаги на кораблях "Горни Студень", "Взрыв", "Породим", "Опыт", и катерах "Бавария", "Мотала", "Ракета", "Олафчик" и "Фардинг". Морскую часть составили шхуна "Келасуры", катера «Варна» и «Птичка» (все в Варне).
Александр Конкевич командовал флотилией до 1883 г., когда был уволен со службы в звании капитана 2-го ранга. По одной версии – из-за злоупотреблений. По другой – из за ряда критических статей о ходе русско-турецкой войны. Место командующего в течение месяца замещал лейтенант М.Я. Бал. А вот за тем руководство флотилией (а, заодно, и княжеской яхтой) принял персонаж в будущем весьма известный. Правда, со знаком минус. Зиновий Петрович Рожественский. "Соавтор" цусимской катастрофы.
Но в историю болгарского флота он вошёл молодым активным офицером, написавшим устав и основавшим… военно-морской музей.
При нём болгарам передали миноноски "Черепаха" и "Бычок". Вели переговоры о поставках более крупных кораблей, но…
Присоединение 6 сентября 1885 Восточной Румелии вызвало не только обеспокоенность Австро-Венгрии и войну с Сербией, но и отзыв всех российских военнослужащих. В результате в Болгарской армии и на флоте не оказалось офицеров старше капитана.
Началось охлаждение отношений. В отношении флота это привело к засилью в руководстве французов. Что сказалось на политике пополнения корабельного состава. От получения старых русских кораблей отказались в пользу заказа постройки новых во Франции. Это, несомненно, хорошо сказалось на качестве. Но основательно влетело в копеечку казне и стало причиной ряда крупных коррупционных скандалов. Вплоть до того, что в 1908 г. в Национальном Собрании поднимался вопрос о ликвидации флота вообще.
Кстати, будущий командир дивизиона закупленных во Франции миноносцев, Дмитр Добрев, усел послужить под началом Рожественского и в русском флоте. В 1905 г. он участвовал в Цусимском сражении в качестве артиллерийского офицера на крейсере "Дмитрий Донской".
Да, яхту "Александр I" затопили 2 июля 1913 г. во время проигранной вчистую 2-й Балканской войны. Правда, потом подняли. Но лишь для того, чтобы списать в 1914-м.
Ойкумена когда-то имела весьма скромные размеры.
Якоря на все вкусы и возможности
Пара корабельных орудий XVI века и венецианская пушка XVII-го.
А это макет пушки времён Крымской войны.
Пара настоящих лежит на открытой площадке.
Там же можно увидеть турецкую мортиру 1773-1774 г.г.
И ещё несколько различных орудий.
Не обошлось в экспозиции без ростральных фигур. Они не настолько древние, как кажется на первый взгляд. Конец XIX - начало XX века.
Эта - с греческого корабля, название которого я не воспроизведу.
Голова беркута – с русской яхты "Колхида". А фигура со львами – с княжеской яхты "Александр I"
Заказал её постройку во Франции в 1883 г. Александр Конкевич, командир дунайской флотилии (флота Болгария на тот момент ещё не имела) и капитан-лейтенант… русского флота. Впрочем, ничего удивительного – и матчасть и офицерский состав новорожденной флотилии предоставила Россия.
Болгарии достались отмобилизованные на чёрном море для русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. пароходы, и переброшенные с Балтики по железной дороге катера. 31 июля 1879 г. в Рущуке были торжественно подняты болгарские флаги на кораблях "Горни Студень", "Взрыв", "Породим", "Опыт", и катерах "Бавария", "Мотала", "Ракета", "Олафчик" и "Фардинг". Морскую часть составили шхуна "Келасуры", катера «Варна» и «Птичка» (все в Варне).
Александр Конкевич командовал флотилией до 1883 г., когда был уволен со службы в звании капитана 2-го ранга. По одной версии – из-за злоупотреблений. По другой – из за ряда критических статей о ходе русско-турецкой войны. Место командующего в течение месяца замещал лейтенант М.Я. Бал. А вот за тем руководство флотилией (а, заодно, и княжеской яхтой) принял персонаж в будущем весьма известный. Правда, со знаком минус. Зиновий Петрович Рожественский. "Соавтор" цусимской катастрофы.
Но в историю болгарского флота он вошёл молодым активным офицером, написавшим устав и основавшим… военно-морской музей.
При нём болгарам передали миноноски "Черепаха" и "Бычок". Вели переговоры о поставках более крупных кораблей, но…
Присоединение 6 сентября 1885 Восточной Румелии вызвало не только обеспокоенность Австро-Венгрии и войну с Сербией, но и отзыв всех российских военнослужащих. В результате в Болгарской армии и на флоте не оказалось офицеров старше капитана.
Началось охлаждение отношений. В отношении флота это привело к засилью в руководстве французов. Что сказалось на политике пополнения корабельного состава. От получения старых русских кораблей отказались в пользу заказа постройки новых во Франции. Это, несомненно, хорошо сказалось на качестве. Но основательно влетело в копеечку казне и стало причиной ряда крупных коррупционных скандалов. Вплоть до того, что в 1908 г. в Национальном Собрании поднимался вопрос о ликвидации флота вообще.
Кстати, будущий командир дивизиона закупленных во Франции миноносцев, Дмитр Добрев, усел послужить под началом Рожественского и в русском флоте. В 1905 г. он участвовал в Цусимском сражении в качестве артиллерийского офицера на крейсере "Дмитрий Донской".
Да, яхту "Александр I" затопили 2 июля 1913 г. во время проигранной вчистую 2-й Балканской войны. Правда, потом подняли. Но лишь для того, чтобы списать в 1914-м.