francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Да Винчи 2. Злобное

А теперь буду ругаться. Интеллигентно, но по морде.



Берём первый попавшийся экспонат. Читаем табличку текст выделен курсивом, без курсива – мои комментарии):


Carro a Manovella/Телега с ручным приводом.

Верхний рисунок представляет способ передачи вращения на ось телеги. Рукоять поворачивает зубчатое колесо, которое приводит в движение проекторный механизм, соединённый с осью телеги, которая начинала вращать колёса.

Смотрим на макет. Рукоять и зубчатое колесо на вертикальной оси в наличии. Но где "проекторный механизм"? В английском варианте "…toothed wheel moves and engages sprocket. This is turn drives the axle which turn the wheels" - "зубчатое колесо вращается и увлекает зубья шестерни. Шестерная поворачивается и вращает ось с колёсами."




При повороте телеги вращение передавалось только одному колесу, таким образом, второе колесо могло вращаться с другой скоростью.

Работа дифференциала в конструкции современного автомобиля основана на этом же принципе.


Объясните мне, за счёт чего "при повороте телеги вращение передавалось только одному колесу"? Вижу обычную зубчатую передачу между пересекающимися осями. Где разные скорости вращения колёс? Разве что одно из колёс не закреплено и свободно проворачивается на оси, то есть привода на него нет вообще. Но разве это дифференциал?

Понимаю, что хочется представить Да Винчи изобретателем дифференциала а, судя по рисункам, так оно и есть), но иллюстрация явно негодная для этого.

Или соседний экспонат - Carro ad Autotrazione/Самоходная тележка.

Этот рисунок – один из самых известных технических чертежей Леонардо. Изображённый аппарат считается прототипом современного автомобиля. Судя по всему, Леонардо планировал использовать эту машину в качестве реквизита в театральных представлениях при королевском дворе Милана.

Самоходная телега могла ехать прямо и поворачивать. Она двигалась с помощью арбалетного механизма, который через пружины передавал энергию приводам, соединённым с рулём. Задние колёса имели дифференцированные приводы и могли вращаться независимо друг от друга.

На сцене телега могла перемещаться самостоятельно.




На счёт "прототипа современного автомобиля" я бы поспорил. Скорее уж "автомобильчика". Игрушечного. Вот где практически полная аналогия. Только вместо арбалета сейчас используют спиральную пружину. Но претензия не в этом. А в том, что никакого соединения приводов с рулём на макете не наблюдается. Как нет упоминания "руля" в соответствующей фразе на английском. Там всё чётко - "… to the wheel". Явный косяк при переводе на русский и на белорусский тоже).

Хозяевам выставки стоит разобраться с переводчиками. Я им давно не доверяю. После того, как неведомый представитель этого племени в инструкции по эксплуатации назвал "кнопочным переключателем" коробку с тремя предохранителями.

Но косячат не только они. Возьмём что-нибудь простенькое. Шариковый подшипник. Или Cuscinetto a Sfere e a Rulli.



Отличный макет. Его даже можно крутить. И он работает. Но! Читаем описание: -
… в этом устройстве три шара двигались свободно и располагались в специальном основании в форме полусферы. Шары передавали силу трения, создаваемую посредством давления на них вертикального столба. Леонардо заметил, что необходимо три сферы, а не четыре. Четыре сферы двигались бы неравномерно и производили бы большее сопротивление, что сделало бы устройство менее эффективным.

Я не считал шары. Но их порядка 16. И давит на них вовсе не заострённый вертикальный столб. Это вполне банальный современный упорный подшипник, только из дерева. Макет действительно "отличный". От конструкции Да Винчи.

И это сплошь и рядом. Вот Odometro/Одометр. Теоретически всё правильно. Вращение колеса при движении тележки передаётся через понижающую передачу на "счётчик". Шкалу не изобразили, ну да бог с ней. Но агрегат не похож ни на один из приведённых на табличке рисунков.



Я понимаю, когда это происходит с агрегатом, который нарисован неясно и техническая реализация его затруднена как с дифференциалом). Но вот снова берём простейший макет.

Scafo a Doppia Careno/Двухкорпусный корабль.

Леонардо наблюдал движение воды и форму тела рыб. Полученные знания он применил в проектировании особого вида корабельного корпуса, благодаря которому судно могло быть более устойчивым, в отличие от традиционных для его времени кораблей с круглым дном. Он так же разработал проект двухкорпусного корабля. Если наружный корпус повреждён в результате военных действий или какого-либо иного происшествия, внутренний корпус позволял кораблю остаться на плаву.



Вроде бы макет соответствует описанию. Но взглянём на рисунок Да Винчи. Почувствуйте разницу. Внутреннему корпусу не нужна форма, "делающая корабль более устойчивым". А современные проекту средства поражения не могли нанести ущерба днищу. По этому "второй корпус" у Леонардо дублировал только борта.

И вот эта повсеместная отсебятина сильно портит впечатление. Замечу – я не считаю себя знатоком Да Винчи и при подготовке этого поста не лазил в литературу или в интернет. Написанное - результат простого внимательного осмотра экспонатов. Всё лежит на поверхности.
А каркас планера из толстенной многослойной фанеры, по-моему, вообще за гранью добра и зла.

И ещё пару замечаний.

Сомнительно выглядит демонстрация экспоната Bicikletta. Он однозначно привлекает внимание. Не удивительно, что установлен в самом начале экспозиции. И это даёт надежду на то, что посетители всё же прочитают табличку. На которой сказано, что рисунок, его изображающий – подделка "вброшенная" при реставрации кодексов Да Винчи в 1960-е.



Для выставки, посвященной механике, чертовски мало экспонатов, которые можно потрогать и покрутить. Полагаю, что ребёнок, лишённый всякого пиетета перед гениями прошлого, больше удовольствия получит от посещения Музея Науки. Хотя сводить его всё равно стоит.

В следующий раз расскажу, что есть ещё интересного.
Tags: Минск, Музей, Реконструкция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments