francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Военно-полевые дороги Западного фронта. Правый фланг.

Война обычно оставляет после себя опустошение и разруху. Однако и из этого правила бывают исключения. Переход к позиционным боям привел к появлению в 1915 – 1917 г.г. развитой сети военно-полевых железных дорог по обе стороны фронта. Многие из этих линий использовались и после окончания военных действий, часть пережила следующую войну, а некоторые действуют до сих пор.





или открыть в новом окне

Необходимость написания данного текста возникла при уточнении сети дорог для карты административно-территориального деления белорусских земель на 1917 г. Ниже постараюсь перечислить все военно-полевые дороги в полосе Западного фронта. В силу объёма разбито на несколько частей. Часть 1 касается правого (северного) фланга от Двинска (ныне Даугавпилс) до р. Дисна (1 армия) и далее до оз. Вишневское (2 армия).


В полосе 1 армии летом 1916 г военные строители с привлечением местного населения и военнопленных поострили линию Друя – Браслав - Пеликаны (750 мм.)

Точнее будет указать начальной станцией не Друю, а Придруйск - именно там, на противоположном берегу Западной Двины, находилось паровозное депо. Туда же выходила ветка широкой колеи от станции Индра Риго-Орловской железной дороги. На левый берег поезда перебирались по мосту.

Линия представляется весьма полезной – сеть грунтовых дорог в округе слабенькая. Да и Полоцк разгрузить было не лишним.

С другой стороны фронта немцы соорудили свою узкоколейку (600 мм) от станции Дукшты (ныне литовский Дукштас) Петербуржско-Варшавской железной дороги до д. Чепуканы. То есть практически навстречу русской.

После войны поляки соединили обе линии, перешив "немецкий" участок на 750 мм. А вот от моста через Западную Двину пришлось отказаться – Придруйск остался за Латвией и стал называться Пиедруе. Регулярное движение на узкоколейке сохранялось до 1967 г. Разобрана в начале 1980-х.

Южнее (в полосе 2 армии) фронт пересекала довоенная частная узкоколейка Первого общества подъездных путей Поневеж-Свенцяны-Лынтупы-Годутишки-Глубокое (750 мм). Одна из первых в Российской Империи и первая на территории Белоруссии. Движение по ней (на участке Севнцяны – Поставы) открылось в 1895 г. К 1913 г. протяжённость подъездных путей составила 225 вёрст (240 км), а грузооборот достигал 132 тысяч тонн.

Однако, оккупантов возможная транспортировка грузов через Либаву (и далее на Шавли и Поневеж) интересовала мало. Куда актуальнее была доставка к линии фронта от Петербуржско-Варшавской железной дороги. В итоге немцы (так же с привлечением к работам военнопленных и местного населения) соорудили вокруг существующей узкоколейки целую паутину новых. Для облегчения перегрузки появилось ответвление широкой колеи от Подбродья на Лынтупы. В свою очередь узкая колея нашла себе более короткий путь со Свенцян на Годутишки. Ещё одной перегрузочной станцией стало Ингалино, откуда дорога пошла на Видзы и обратно к Свенцянам. От Лынтуп протянули линию к озеру Нарочь (ст. Кобыльник) с ответвлением у Константиново на Шеметово. Эта система сообщалась через Михайлишки с транспортным узлом на Либава-роменской железной дороге у разъезда № 12 (недалеко от Сол)

Картину портило то, что новые дороги имели колею 600 мм. В итоге в Лынтупах сходились линии с тремя разными колеями. В итоге к 1924 г поляки разобрали этот образец "немецкого порядка". Но потом одумались и восстановили узкоколеку от Свенцян до Нарочи (но уже с колеёй 750 мм). Так что на озеро до 1960 г. можно было приехать поездом. И если уж говорить про возрождение где-нибудь узкоколейки с пассажирским сообщением - лучше места не найти.

А что же по русскую сторону фронта? Там ответвлений от узкоколейки не строили, но сделали то, что следовало сделать уже давно – в 1916 г. построили ответвление от железной дороги Бологое – Седлец от Крулевщизны до Глубокого. Тем самым связав болтающийся в воздухе "хвост" узкоклейки с дорогой широкой колеи.

Поляки пошли дальше. Они перешили колею от Лынтуп до Глубокого на широкую (правда, уже на "европейскую" – 1435 мм), соединив два аппендикса. Получив в итоге линию Подбродье-Крулевщизна, действующую по сей день (bp зала подсказывают, что участок Пабраде-Лынтупы разобрали в 2000-м). Таким образом, эта дорога является наследницей как, частной узкоколейки, так и военных путей.

В целом, если для потомков тевтонов характерно создание целого клубка взаимосвязанных линий, как перпендикулярных линии фронта, так и идущих вдоль него, позволяющей маневрировать ресурсами, то для русских тылов более привычно сооружение широтных ответвлений от дорог широкой колеи. Так Свенцянско-Лынтупской немецкой "сети" в районе озёр Нарочь и Свирь (помимо довоенной узкоколейки от Глубокого) противостояли три не связанные ветки.

На ветке от станции Будслав к селу Бояры (расположенному между озёрами Мястро и Мядель) движение осуществлялось только конной тягой. На большинстве остальных военно-полевых дорог – конной и паровой. Длина пути составляла 36 с половиной вёрст (около 39 км), колея – 750 мм.

Ещё южнее от станции Кривичи (ныне Княгинин) на запад к Слободе (западнее оз. Слободское) шла ещё одна конно-полевая дорога. Её длина составляла 27 км., колея – 750 мм. Строили железнодорожные военные батальоны. А разбирали в 1923 г. местные жители (правда, с санкции правительства). В хозяйстве весьма востребованными оказались железные шпалы, пошедшие на изготовление лемехов плугов. Ну, а рельсы всегда применение находили.

Весной 1916 от тех же Кривичей железнодорожными батальонами (на этот раз с привлечением пленных австрийцев) построена ветка широкой колеи до селения Брусы (северо-западнее оз. Нарочь). То есть некоторое время существовала возможность добраться до озера и с востока. Но, в отличие от узкоколейки Лынтупы – Кобыльник, гражданское сообщение по этой ветке никогда не осуществлялось. Она была разобрана в 1923-1924 г.г.



сводная запись темы "Узкая колея"

Tags: 1_Мировая, Беларусь, Германия, Железная_дорога, Карта, Нарочь, Россия, Узкая колея
Subscribe

Posts from This Journal “Узкая колея” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Узкая колея” Tag