francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Жодино. ГРЭС. Индустриальный портрет в интерьере.

Так уж сложилось, что мне достаточно поднять взгляд над монитором, чтобы увидеть в окне трубы ГРЭС. Это самый высокий объект (180 м.), наблюдаемый практически из любой части города.



Строго говоря, это давно уже (с 1979 года.) не ГРЭС, а ТЭЦ. Но, старое название въелось на уровне подсознания, да и целый микрорайон города официально носит его.




Микрорайон начал застраиваться одновременно с возведением электростанции (начало строительства – 1947 год, пуск - 1951) и заселялся в первую очередь семьями энергетиков. Собственно, он даже был не частью Жодино, а самостоятельным "посёлком строительства Смолевичской ГРЭС". Именно такую запись можно встретить в метриках родившихся в это время.

Но вскоре посёлок вошёл в состав Жодино. Или перенял название? Потому, как именно здесь разместились больница, школа, стадион, баня, магазины, администрация



городской Дом культуры до сих пор здесь



Да и население двух-трёхэтажного "ГРЭСа" явно превысило численность жильцов старой деревянной застройки.



Строительство ГРЭС потребовало возведения дамбы на Плисе. Белое сооружение в центре – шлюз.



Ниже шлюза можно увидеть первоначальную ширину реки. Слева бежит ручей от родника.



Выше дамбы образовалась "брызгаловка". Название возникло из-за труб по которым горячая вода с ГРЭС сливалась в реку. Купальный сезон продлевался. Сейчас остатки сооружения угадываются по отдельным деталям, торчащим из воды и зарослям, выросшим на основаниях.



Трубы на заднем плане подают горячую воду в город – со временем центр вернулся на другую сторону реки. Раньше вдоль труб был пешеходный мостик. Разобран во избежание.



Рыбаки наличествуют регулярно. Улов привычный для белорусских рек - плотва, верхолаз, окунь, лещ. Дед очень любил ловить щуку. Самому не случалось, но говорят, что попадается амур.



На берегу между ГРЭС и шлюзом постепенно оборудуется пляж. Строения справа от него - спортивная школа. Секции гребли на байдарках и каноэ действуют с 1965 года.



По дамбе проходит дорога, соединяющая ГРЭС с остальным городом. В черте города через Плису перекинуто ещё три автомобильных и один пешеходный мост, но основное сообщение осуществляется здесь.



Железобетонная труба гораздо моложе станции. Она возводилась в 1985 – 1987 г.г., при переводе электростанции на газ и мазут. Две старые кирпичные трубы примерно втрое ниже.



Первоначально на станции было установлено оборудование, вывезенное из Германии. В частности использовались котлы “Штейн — Мюллер”. Они функционировали до 1985 года.



Работала станция на торфе, который активно добывался в окрестностях города ещё до войны. Так же имелась сеть узкоколейных дорог, для доставки с более отдалённых заготовок, в частности из-под Плещениц. Сейчас об этом напоминают только остатки моста через дорогу широкой колеи возле станции Жодино-Южное и обрезки рельсов по гаражам.



Для производства торфодобывающей техники в 1949 году началось строительство завода "Торфмаш". (С 1951 – "Дормаш"). В дальнейшем предприятие переключилось на карьерную технику и стало именоваться "БелАЗ". Но это уже другая история. Для ГРЭСа же важно то, что развитие автозавода и строительство жилья для его работников привело к постепенному снижению значения микрорайона и превращению в периферию города.



которая сейчас постепенно ремонтируется



Tags: Архитектура, Еду_я_на_родину, Жодино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal