Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Ил-14Т в Бегомле

На главном перекрёстке Бегомля установлен самолёт Ил-14Т. Когда-то он ютился в довольно неприглядном виде в ограде местного музея. Но сейчас ему нашли достойное место. И это правильный монумент в честь Бегомольско-Борисовской партизанской зоны. Сразу понимаешь, насколько нужно быть уверенным в контроле над территорией в тылу вермахта, чтобы обеспечивать приём столь больших машин.



Ещё лучше его можно было бы сделать, если бы удалось найти самолёт того типа, который здесь действительно приземлялся, а не послевоенный.

И табличку нужно менять. Составлена она в "лучших" традициях товарища Швондера, когда совершенно не понятно, "кто на ком стоял": "Самолёт Ил-14. Прототип самолёта "Дуглас". Естественно, Ил-14 не прототип самолёта "Дуглас", как можно понять эту надпись, а наоборот. Точнее, Дуглас DC-3 (он же С-47 Дакота) для Ил-14 не папа, а дедушка, или даже прадедушка. Всё-таки, между ними были Ли-2 и Ил-12.



Дальше вроде бы всё правильно: "..с помощью самолётов "Дуглас" осуществлялась связь партизан с Большой землёй...", но есть нюанс. 101 авиаполк дальнего действия, осуществлявший вылеты на Бегомль, имел на вооружении не американские "Дугласы", а их лицензионную версию ПС-84 (позднее переименованную в Ли-2).

101 трансортный авиационный полк дальнего действия сформирован согласно Постановления ГКО №1392/СС от 5.3.1942г. "об Авиации Дальнего Действия", Приказа НКО №0056 от 18.3.1942г., Приказа АДД №001 от 6.4.1942г., 15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский. (Слово "транспортный" из названия исключено 30 июля 1942 г.) Личный состав набирался, в основном, из лётчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), в первую очередь, из состава Московской Авиагруппы Особого Назначения (МАОН). Командовала полком Валентина Степановна Гризодубова. Думаю, в представлении не нуждается.

Поначалу полёты на Бегомль выполнялись на сброс грузов и парашютистов на площадки Рожино, Боброво, Старина, Селище, оз.Палик, оз.Домжерецкое, Воротище, Лесны. Первый такой рейс совершён 23.03.1943г. экипажем заместителя командира эскадрильи, капитана Гришакова Ивана Андреевича. К августу 1943 г. выполнил 180 ночных боевых вылетов, в том числе на бомбометание и на выполнение спецзаданий партизанских штабов. Награждён двумя орденами Красной звезды, Орденом Отечественной войны I степени, Оденом Ленина.

Состав экипажа:
лётчик - мл. лейтенант Шевчук
штурман - мл. лейтенант Тимофеев
бортмеханик - старшина Седин
радист - старшина Ризман
стрелок - старшина Глаголев

всего произведено 37 сбросов.

Первый полёт с посадкой осуществил ПС-84 №30 с экипажем командира эскадрильи старшего лейтенанта Лебедева Василия Ивановича. К марту 1944 года совершил 226 боевых вылетов, из них 118 днем на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых, 108 вылетов ночью на бомбардировку вражеских объектов и войск, а также в партизанские соединения, 5 вылетов с посадкой на партизанских аэродромах. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Вылеты сюда так же выполняли экипажи: С.Н.Багрова, Г.С.Бабиевского, Л.Ф.Шуваева, П.П.Абрамова, Г.В.Чернопятова, С.Ф.Рукавицына, М.М.Долгих.


Про сам аэродром и партизанскую зону отпишусь отдельно. А пока смотрим самолёт



















Featured Posts from This Journal

  • Руины ... или храм?

    Сижу, сортирую фотографии с поездки на Витебщину. Листаю очередной давно разрушенный храм и вдруг... Смотрим… Смотрим... И обращаем…

  • Су-17М в Глубоком

    Самолёт установлен на въезде в Глубокое в честь родившего здесь Павла Осиповича Сухого. Три года назад именем Сухого в городе названа средняя школа…

  • Последние борта Минск-1

    Прошлый раз я обещал рассказать про самолёты, обнаруженные в аэропорту Минск-1. Наибольшее внимание привлекал Ан-12БК EW-275TI принадлежащий…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
panzer_papa
Oct. 31st, 2015 12:56 pm (UTC)
у нас в училище Ли-2 в 1980-х тупо порубили (буквально) на выполнение плана по сдаче цветмета, Ил-14 еще стоял довольно долго, как сейчас - даже не знаю
francis_maks
Oct. 31st, 2015 01:02 pm (UTC)
У нас при мне таких и не было. Ту-134 (два) Ту-154, Ан-24, МиГ-23 (два), МиГ-27, Ми-8 (два), Ан-2. Где-то в 95-м притащили МиГ-25, пару Ми-24.
panzer_papa
Oct. 31st, 2015 01:10 pm (UTC)
Ан-2, Ан-24/26, Ми-8, Як-40, кусок фюзеляжа емнип Ан-12 (чей-то папа исправлял сыну двойки), Як-52 ушатаный жутким хранением, но летавший, Ил-14 и остатки нижней части фюзеляжа Ли-2 на свалке, рядом с перевернутым вверх ногами погрузчиком

В общем - то, на что учили (2-8-24/26), остатки прежней учебной техники (Ли и Ил), досааф (52) и случайно доставшееся.
victogan
Oct. 31st, 2015 06:28 pm (UTC)
Эх давно в Бегомль хочу сгонять
francis_maks
Oct. 31st, 2015 06:34 pm (UTC)
Мне понравился. Только мало покрутились - начало поездки было да и погода испортилась.
maraz_m_moroz
Oct. 31st, 2015 07:16 pm (UTC)
Писателям табличек еще бы с понятием "прототип" разобраться - и вовсе было бы прекрасно.
francis_maks
Oct. 31st, 2015 08:17 pm (UTC)
вот-вот
tam_gde_svoboda
Oct. 31st, 2015 07:34 pm (UTC)
Спокойной ночи тебе))
fly_al
Oct. 31st, 2015 09:13 pm (UTC)
Красивый аппарат.
Мне тут недавно озвучили мнение, мол, партизанское движение в БССР было не таким уж массово патриотически народным, как это подаётся официальной историей.
Деда моего при упоминании партизан вообще трясти начинает. Говорит, немцы-фашисты были человечнее своих-родных мстителей. По отношению к своим же имеется в виду.
А Швондер был вполне себе чиновник, пытавшийся выполнить свою работу...
francis_maks
Oct. 31st, 2015 09:58 pm (UTC)
Массовым точно было, народным - по всякому. Разнообразным - точно. От профессиональных диверсионных групп НКВД/НКГБ, воинских частей, партийных организаций, до полной самодеятельности, отрядов, сколоченных в 1943-44 с целью легализации своего "не выхода" через линию фронта, а то и просто разбойных банд.

Проблема Швондера не в том, что он пытался выполнять свою работу, а в том, что он к этой работе был совершенно не подготовлен и пытался компенсировать это энтузиазмом и имитацией канцеларита.
Анатолий Кацер
Nov. 1st, 2015 11:48 am (UTC)
Троечники-швондеры с неистребимой тягой к "рычагам управления" всем и вся... Ну куда же мы от них?... (Это - о прототипах) А самолет хорош! В последний раз я на таком в конце сентября 70-го вез своих студентов в Казань из колхоза под Чистополем. Заработали денег на быстрое возвращение домой. (Туда ехали колесным пароходом и речным трамвайчиком.)
francis_maks
Nov. 1st, 2015 05:47 pm (UTC)
На 14-м не летал, только на Ли-2 случилось
(Deleted comment)
fly_al
Oct. 31st, 2015 10:26 pm (UTC)
Вот про партизан так и формулировали.

/*компенсировать это энтузиазмом
Частично ему удавалось. Профессора то уплотнили всё-таки, ЕМНИП.
viola26
Nov. 1st, 2015 06:31 pm (UTC)
По поводу патриотизма есть у нас яркий пример, не раз уже писала-говорила - у нашей бабушки отца и двух братьев в 38-м репрессировали, вернулся перед войной только один брат. А в 42-м бабушка ни разу не сомневалась и ушла в подполье с еще одним братом. Её в Германию в 43-м везли - сбежала и снова в партизаны уже в Белостоке ушла.
Да и другая родня в партизанах была в разных линиях родни.

То, что разное было во время войны и в наших людях - это как раз война и выявляет. Когда один брат полицай, а другой в партизанах.
Когда одни партизаны местным помогали, а другие у местных последнее забирали. Всякое.

Показателен был разговор этой весной на кладбище в Радуницу.
Отец мой говорит, слышу за спиной, кому-то из приехавших из России - "Вот тут полицай лежит, а в России милицию в полицию переименовали. Как так? ведь у нас всегда полицай было ругательным словом".
fly_al
Nov. 1st, 2015 08:09 pm (UTC)
По разному было, кто ж спорит.
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2024
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones