francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Четыре кладбища Докшиц. Польское военное.

Если в администрации Докшиц задумываются о том, чем бы привлечь внимание туристов, то явно делают ставку на исток Березины. Место действительно приятное. Непременно выложу фотографии. Но нас в городе заинтересовало совсем иное - его кладбища. Здесь есть некрополи четырёх разных конфессий.



Начнём с католического. Изначально это было военное захоронение времён советско-польской войны.


Ряды одинаковых могил с типовыми крестами. Большинство несёт на себе надпись "Zoln. W.P." ("Солдат Войска Польского")



Конечно, в промежутках между боями было не до унификации захоронений. Кладбище упорядочили в 1930 г. О чём свидетельствует надпись на памятном кресте.



К сожалению, плита с надписью разбита вандалами.



Разрушены и многие кресты.



Сейчас кладбище приводится в порядок заново. Строится ограда. За кладбищем возводится здание из красного кирпича – вероятно часовня.



Новая брама. Черепица на ограде слева ещё лежит штабелями.



Даты на крестах охватываю период с начала апреля по конец июня 1920 г. Это период (плюс-минус месяц) майского наступления Западного фронта. Северной группе фронта удалось тогда прорвать польскую линию обороны под Лепелем и к концу месяца выйти к озеру Нарочь. Но последующее польское контрнаступление отбросило красных к Березине. Таким образом, Докшицы дважды переходили из рук в руки.



Некоторые надгробия содержат чуть больше информации. Смотрим во стором ряду:



Piotr Stepchak J. Kaznerchak Jan Bielasik
Szerg. 1 k. 60 p.p. Szerg. 4 k. 60 p.p. Szerg. 3 k. 60 p.p.
5.6.1920 5.4.1920 5.4.1920


Это рядовые (szeregowiec) 1, 4 и 3-й рот (kompania) 60 пехотного полка.

Тут ещё интереснее. В общей могиле:



Franc Borys "Nieznany" F Bakalarz
Szerg. 12 k. Grodz.p.p Zoln. W.P. Szerg. 1 kp. Minsk.p.p
24.4.1920 1920 24.6.1920


В могиле слева

Jan Kapirz
Plut. 4 k. Grodz.p.p
24.4.1920


На фото 5 можно так же найти крест с надписью

B. Stankievicz
St. Szerg. 1 kp. Wil.p.p
25.6.1920

То есть мы видим рядовых, взводного (plutonowy) и ефрейтора (starszy szeregowiec) Минского, Гродненского и Виленского пехотного полков 1-й Литовско-Белорусской дивизии. (Ищите на карте 1 Лит.-Бел. пд)

Литовско-Белорусская пехотная дивизия сформирована согласно приказа Пилсудского от 16 мая 1919 г. в составе трёх бригад по два полка в каждой. Первоначально в 1-ю бригаду входили Сувалковский и Ковенский полки, во 2-ю – Белостокский и Гродненский, в 3-ю – Виленский и Минский. Так же в состав дивизии входил Гродненский уланский полк. Впоследствии были образованы Слуцкий, Лидски, Новогрудский пехотные полки и два Литовско-Белорусских артиллерийских полка. Разросшуюся дивизию разделили на две.

Комплектовалась выходцами из литовских и белорусских губерний. Поначалу вербовка добровольцев велась среди переселенцев в Острове-Мазовецком, Щучине Ломжинском и Замбове. В дальнейшем – на месте. Набор в каждый полк осуществлялся комендатурами в определённых поветах:

дивизия бригада полк комендатура поветы

1
1
Виленский Вильно Виленский
Минский Минск Минский, Игуменский
2
Гродненский Гродно Гродненский, Трокский, Волковыский
Новогрудский Слоним Слонимский, Пружанский, Новогрудский
2
3
Лидский Лида Лидский, Ошмянский
Ковенский Свенцяны Свенцянский, Вилейский, Дисненский
4
Белостокский Брест Бресткий, Кобринский, Пинский
Слуцкий Слуцк Слуцкий, Бобруйский

Так что, эти поляки местные, "белорусского разлива". Впрочем, территориальный принцип соблюдался далеко не всегда. А после летнего отступления из литовско-белоруссих губерний, доукомплектование дивизий стали осуществлять призывом на польских территориях.

Да, я не сказал про третьего в общей могиле, лежащего посередине. "Nieznany" – не фамилия. Это "неизвестный".



Таких здесь довольно много. Иногда указано звание, месяц и даже дата смерти. Но чаще всего стоит только "Nieznany. Zoln. W.P. + 1920"

Со временем, рядом с военным кладбищем возникло гражданское, католическое. Вероятнее всего, это произошло в 1930 г., вместе с наведением порядка на военном. Обратите внимание на крест слева вверху. Он идентичен установленным на могилах солдат Войска Польского. Но A. Gurski не погиб двадцатом году, а умер 28.6.1930 г. Таких крестов на гражданском кладбище немного. Я видел три.



Могилы 30-40-х годов соседствуют с захоронениями 1990-х, с совпадающими фамилиями. Интересно, как удалось сохранить участки, при отсутствии ограждений.



И напоследок композиция у входа

Tags: Беларусь, Гражданская_война, Докшицы, Кладбище, ППС_2015_04, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments