francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Цифры и карты

Теперь некоторые комментарии к перечню "полностью сожженных деревень" "в Докшицком районе".

Начну с того, что речь идёт о современных границах района (на карте показаны тёмно-зелёным цветом). До войны Докшицкий район охватывал гораздо меньшие территории и относился к Вилейской области. А Бегомль был центром района в Минской области. Граница между ними совпадала с советско-польской границей 1921-1939 г.г. (на карте довоенные границы районов и областей показаны сиреневым).





Или открыть карту в новом окне

Нетрудно заметить, что основной удар пришёлся по существовавшему тогда Бегомльскому району. Причём, на карту нанесены только те населённые пункты, которые сейчас относятся к Докшицкому району. Фактически же ущерб Бегомльского района был ещё выше.

Но дело, конечно, не в районах, а в границах Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Удар наносился по людской и продовольственной базе партизан. Населённые пункты в полосе вдоль Бологое-Седлецкой железной дороги надёжно контролировались немецкими гарнизонами и уничтожению не подлежали. Но это тоже не гарантировало от карательных акций против населения.

Приведу некоторые данные из приложения к Решению №77 исполнительного комитета Докшицкого районного Совета депутатов трудящихся "Об утверждении уточненных данных о количестве населенных пунктов, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны" от 2 июня 1969 г.

до
войны
уничто
жено
%
сельсловет дворов населения дворов населения дворов населения
Бегомльский * 1789 7341 1359 1000 76,0 13,6
Березинский 1399 4832 1393 348 99,6 7,2
Берёзовский 1292 4276 506 223 39,2 5,2
Волколатский 1096 4329 44 13 4,0 0,3
Докшицкий ** 977 3322 325 51 33,3 1,5
Крипульский 783 3343 285 2 36,4 0,1
Крулевщизненский 996 3832 177 20 17,8 0,5
Парафьяновский 425 1456 22 356 5,2 24,5
Порплищенский 822 2452 0 0 0,0 0,0
Ситцевский 1100 3554 41 12 3,7 0,3
Тумиловичский 632 2172 502 134 79,4 6,2
Всего 11311 40909 4654 2159 41,1 5,3


* - поселковый совет с учётом п. Бегомль
** - без учёта города Докшицы, где погибло около 4300 человек.

Очевидно, что больше всего пострадали деревни Бегомльского поселкового, Тумиловичского и Березинского сельских советов. В последнем уцелело всего 6 дворов.

По потерям среди населения эти места тоже среди лидеров. Но не во главе. Наибольший урон понёс Парафьянсовский сельский совет. Там убит каждый четвёртый житель. Притом, что Парфьяново – относительно крупная железнодорожная станция и никогда в партизанскую зону не входило. На "втором месте" Бегомльский поселковый совет, где значительный "вклад" сделал сам посёлок. И ещё нужно вспомнить про Докшицы, где в городе расстреляны три из каждых чётырёх жителей.

Разительный контраст с сельской местностью, где под теми же Докшицами сожжена каждая третья хата, но из жителей погибли лишь 51 человек (1,5 % довоенного населения) и, тем более, с Крипульским сельсоветом (36% жилья и 0,1%).

В больших населённых пунктах жить под оккупацией явно было опаснее, чем в деревнях.

И ещё пара цифр о том, где было "безопаснее". За время войны в партизанских и подпольных формированиях погибло 632 жителя района (1,54% довоенного населения). На фронтах – 1424 (3,48%). Потери среди сельского населения – 5,3%. С учётом Докшиц – 15,8%. Данные 1969 г. За прошедшее время число погибших на фронте могло подрасти (за счёт учёта пропавших без вести), но вряд ли это кардинально изменило бы расклад.
Tags: 2_Мировая, Бегомль, Великая Отечественная, Докшицы, Карта, ППС_2015_04, Шуневка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments