Ещё в понедельник я пребывал в блаженном ощущении, что сезон поездок завершён и до будущего года можно забраться в берлогу, согреться и выспаться. А в субботу уже мотался по просёлочным дорогам в поисках… если б я ещё знал чего. Самое забавное в этой истории, то, что я нашёл, что искал. Но ещё неделю не знал, что же это.
Но, обо всём - по порядку. История началась с того, что товарищ RUS_BSSR, разбирая события июля 1941 года под Лепелем-Сенно, обнаружил на довоенной карте вал непонятного назначения. Поинтересовался на http://fortification.ru, а что это, собственно, такое и откуда взялось? И тут выяснилось, что никто это сооружение знать не знает и ведать не ведает. Vladvitkam скомандовал: - «по коням!» И мы тут же…с головой зарылись в карты. Пытаясь определить, когда объект возник и существует ли поныне.
Трёхверстовка 1915 года отбросила все «советские» версии происхождения вала. Он присутствует на карте, хотя и есть некоторые расхождения с 1936 годом. И если больший «прогиб» линии объясним различной точностью геодезической съёмки, то разница конфигурации на северном фланге (в районе Козловки) наводит на мысль о слабой сохранности объекта в этом месте.
Трёхверстовка 1915 года отбросила все «советские» версии происхождения вала. Он присутствует на карте, хотя и есть некоторые расхождения с 1936 годом. И если больший «прогиб» линии объясним различной точностью геодезической съёмки, то разница конфигурации на северном фланге (в районе Козловки) наводит на мысль о слабой сохранности объекта в этом месте.

Тот же участок на карте 1915 года.
Красным указана конфигурация вала согласно карте 1936 года.
вал на карте 1915 года целиком (3500х6000 pxl, 4,9 Мб) http://depositfiles.com/files/hjsbehs48
Красным указана конфигурация вала согласно карте 1936 года.
вал на карте 1915 года целиком (3500х6000 pxl, 4,9 Мб) http://depositfiles.com/files/hjsbehs48
Ещё большее уныние вызывает карта 1991 года. На ней вал во многих местах просто исчез. (Хотя, на карте 1985 года ещё присутствовал и значился «дамбой 3 м.»). Спутниковые фотографии тоже ничего определённого не сказали. Наблюдаются объекты, которые могут быть валом. А могут и не быть.

Тот же участок на карте 1991 года.
О наличии вала можно только догадываться.
вал на карте 1991 года целиком (3500х6000 pxl, 5,96 Мб) http://depositfiles.com/files/ftwozlknh
Зато, кусочек информации удалось обнаружить на карте Могилёвского наместничества 1786 (издана в атласе 1792 года). Граница с Королевством Польским на этом участке повторяет конфигурацию вала. Оставался вопрос: - построен ли вал на новой границе после первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) или это граница была проведена по существующему валу?

Фрагмент карты Могилёвского наместничества 1786 года.
Первое предположение выглядело более вероятным, но всё же.Тут, как нельзя кстати товарищ schelkunov подкинул ссылку на разговор шестилетней давности (см. комментарии к записи). Где, помимо прочего упоминается книга Аникевича К.Т. "Сенненский уезд Могилевской Губернии" (Издание Могилевского Статистического Комитета. Могилев: Губернская типография, 1907.). Цитирую:
"Валов в уезде известно четыре. Самый большой идет от р. З. Двины к Друти на протяжении около ста верст. От озера Стержень вал направляется на юг чрез Ульяновичскую, Замочскую, Высокогородецкую и З.-Толочинскую волости, около селений Рыбаковщины, Нового Села, Вядца, Липович Больших и Малых, Устья, Барсуков, Бобовки, Корсунова, Волошинцев, Стуканов, Б. Козки и у д. Безделич упирается в Друть. Вышина его снаружи 2-3 арш. изо рва 8 арш., ширина 4 арш. Составлял границу 1772 года..."
Так же упоминалась статья Жуковича П. "Управление и суд в Западной России в царствование Екатерины II" в Журнале Министерства Народного Просвещения. 1914. № 2. Там об обустройстве новой границы было сказано следующее:
"По окончательному разграничительному акту крайним западным пунктом польско-русской границы стало устье впадающей в Двину с правой стороны речки Авиксты до устья речки Черногостья, впадающей в Двину с левой стороны. Далее граница шла сначала по течению этой речки, а затем шла до речки Гезеницы и озера Стержена. От этого озера она шла к верховьям р. Друти к деревне Безделичам, м. Толочину и м. Ордве (или Ораве), лежавшим у этой реки, далее шла по р. Друти до впадения ее в Днепр (у г. Рогачева), и по Днепру до впадения в нее р. Сожи. На начальном и конечном пунктах новой польско-русской границы обоим государствам предоставлено поставить каждому на своем берегу (Двины и Днепра) каменные пограничные столбы с государственными гербами. На сухопутной же границе сразу же поставлены деревянные столбы с российским гербом. В будущем всюду по этой границе решено поставить каменные столбы с гербами обоих государств. По самой пограничной линии решено вырыть ров (в тридцать локтей ширины), а в лесах, кроме того, устроить просеку; на речных островах решено тоже поставить столбы с гербом того государства, которому остров предоставлен."
О строительстве вала тут не говориться, но как раз отсутствие упоминания косвенно свидетельствует о его отсутствии на момент написания.
"Валов в уезде известно четыре. Самый большой идет от р. З. Двины к Друти на протяжении около ста верст. От озера Стержень вал направляется на юг чрез Ульяновичскую, Замочскую, Высокогородецкую и З.-Толочинскую волости, около селений Рыбаковщины, Нового Села, Вядца, Липович Больших и Малых, Устья, Барсуков, Бобовки, Корсунова, Волошинцев, Стуканов, Б. Козки и у д. Безделич упирается в Друть. Вышина его снаружи 2-3 арш. изо рва 8 арш., ширина 4 арш. Составлял границу 1772 года..."
Так же упоминалась статья Жуковича П. "Управление и суд в Западной России в царствование Екатерины II" в Журнале Министерства Народного Просвещения. 1914. № 2. Там об обустройстве новой границы было сказано следующее:
"По окончательному разграничительному акту крайним западным пунктом польско-русской границы стало устье впадающей в Двину с правой стороны речки Авиксты до устья речки Черногостья, впадающей в Двину с левой стороны. Далее граница шла сначала по течению этой речки, а затем шла до речки Гезеницы и озера Стержена. От этого озера она шла к верховьям р. Друти к деревне Безделичам, м. Толочину и м. Ордве (или Ораве), лежавшим у этой реки, далее шла по р. Друти до впадения ее в Днепр (у г. Рогачева), и по Днепру до впадения в нее р. Сожи. На начальном и конечном пунктах новой польско-русской границы обоим государствам предоставлено поставить каждому на своем берегу (Двины и Днепра) каменные пограничные столбы с государственными гербами. На сухопутной же границе сразу же поставлены деревянные столбы с российским гербом. В будущем всюду по этой границе решено поставить каменные столбы с гербами обоих государств. По самой пограничной линии решено вырыть ров (в тридцать локтей ширины), а в лесах, кроме того, устроить просеку; на речных островах решено тоже поставить столбы с гербом того государства, которому остров предоставлен."
О строительстве вала тут не говориться, но как раз отсутствие упоминания косвенно свидетельствует о его отсутствии на момент написания.

Объект находится на территории Витебской области (недалеко от границы с Минской), севернее автострады M1(E30) и железной дороги Брест-Москва. Расстояние между крайними точками вала – 37,80 км, периметр 40,88 км. (согласно карте 1936 года).
Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:
Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода
Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:
Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода