francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет. Часть 2. Путь к валу и первые находки. Хавчи.


Вал неподалёку от Хавчи.

Забегая наперёд, скажу, что сохранность объекта здесь наихудшая, из осмотренных во время поездки фрагментов. (Не считая участков, прилегающих к дорогам - там следы вала практически уничтожены).

C тех пор, как была издана карта (1991 год), в дорожной сети произошли некоторые изменения. Главное – был достроен участок «олимпийки» E-30 обходящий Толочин и Бор с севера. В связи с этим, номер М-1 у старой дороги между Толочином и Крупками отобрали, выдав взамен Р-19. Впрочем, эти изменения коснулись нас только на обратном пути, так как у Старого Бобра мы свернули с E-30 на север на Р-62 (Бобруйск-Бобр-Чашники) и двигались по ней до Чиреи. (При этом мы покинули Минскую область). В Чирее свернули на северо-восток в сторону Антополья и далее, покинув асфальт, до Толпино. Дороги вообще баловали разнообразием состояния. От новенького асфальта до полностью заросших или разбитых тяжёлыми тракторами. Надо отметить, что большинство встреченных на «гравейках» деревень имеют асфальтовое покрытие улиц. Хотя и очень старое и добитое.





В Толпино мы свернули на Хавчи. И наконец-то достигли линии вала. Первым предвестником и ориентиром, который и в дальнейшем позволял определить местоположение вала, стал подходяще направленный ряд деревьев. Мы спешились и попытались найти сам объект.



Возле дороги ничего похожего не наблюдалось и пришлось углубиться в заросли кустарника. Воспользовавшись не слишком заметной тропой. На карте 1985 года обозначена «дамба» высотой 3 метра. Аникевич в описании Сенненского уезда в 1907 году упоминает вал высотой 2-3 аршина (из рва – 8 аршин), шириной 4 аршина. То есть высотой порядка двух метров и шириной в три. Реальность оказалась гораздо скромнее.



Собственно вал, можно обнаружить лишь точно зная, что он должен быть. Высота его здесь от силы полметра. Сдвоенное дерево на фотографии растёт на уже практически плоской поверхности, а дальнее – на гребне вала.



Вид на юг вдоль вала (вал справа). Ширина вала, если брать по максимуму и учитывать хотя-бы минимальное отклонение от плоскости - метра три. Более-менее заметный бруствер - полутора метра.



Гораздо приметнее ров, наполненный водой. Ширина его те же полтора метра. Люди, протоптавшие тропу, для преодоления рва свалили несколько деревьев.

Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:

Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода
Tags: Вал, Карта, Путешествия, Фортификация
Subscribe

  • Вот и первый снег пошёл

    Пытался сфотографировать, но... придётся верить на слово

  • Вежливая подстава

    Только что наблюдал аварию. Стою на перекрёстке на въезде в Жодино со стороны Минска. Длинная очередь ждёт зелёного светофора. Рено со встречной…

  • Прямо сейчас

    Над окраиной Жодино кружатся три мотодельтаплана

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments