?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


От Барсуков дорога уходила на юго-запад, почти перпендикулярно валу. Но мы рассчитывали за Будищами развернуться на восток. Пересечь вал, вдоль берега Усвейки достичь Рыжанок, снова повернуть на юго-запад и вновь пересечь вал севернее Бобовки. Или же, не пересекать вал и вернуться обратно в Будище. Однако, на пути у нас, пардон за каламбур, встало отсутствие пути. Грунтовая дорога от Будищ на Рыжанки оказалась заброшенной. Поэтому, мы решили воспользоваться запасным вариантом и добираться до Бобовки через Слидчаны. Тут дорожная сеть снова преподнесла нам сюрприз. Прямой дороги от Будище до Слидчан, обозначенной на карте, мы не обнаружили. Зато, уходящая несколько западнее, пунктирная линия оказалась вполне качественной грейдированной дорогой.


Точка севернее Бобовки не имеет номера потому, что точно мы её не установили и состояние вала не проверяли. Наше везение с погодой закончилось и начался обещанный прогнозом дождь. Вблизи дороги следов вала нет – обработанное поле. Сочтя эту группу деревьев вероятным местоположением вала, мы спрятались в машину решили попытать счастья с другой стороны деревни.


Пока мы возвращались к развилке, дождь несколько утих. К тому же заросли кустарника, пересекаемые дорогой, выглядели вполне многообещающе. И точно - обогнув их мы наткнулись на вал. Причём «наткнулись» - более подходящий эпитет, чем «увидели». Вал обильно зарос бурьяном. Рыжая полоса бурьяна хорошо заметна на фоне рассекаемых валом тёмных зарослей кустов.
Не очень хорошо, но всё же видно, что и здесь командование бруствера над местностью на наружной стороной больше, чем на внутренней. То есть уровень грунта к западу от вала выше.


На наружной отлогости бруствера бурьян темнее. По этому признаку можно определить на фотографии край рва. Слева видно обработанное поле, что даёт представление о высоте бурьяна.


Ров на этом участке прослеживается чётко. Глубина его – около полуметра, ширина метр – полтора. Вал превышает дно рва на два метра, может, немногим больше. На фотографии высота кажется более значительной, чем на самом деле. Ширина вала полтора метра. Судить о внутренней отлогости бруствера сложно, ввиду бурьяна.


В целом какой-то принципиальной разницы в сохранности вала здесь и у Барсуков не наблюдается. По какой причине он в этой точке присутствует на карте, а там уже нет, совершенно не понятно.

Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:

Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
francis_maks
Nov. 30th, 2011 10:51 am (UTC)
а будет ещё, как минимум, три части.
(Deleted comment)
francis_maks
Nov. 30th, 2011 11:40 am (UTC)
там не то, что "видели". Большинство посещённых точек - возле деревень. То есть фактически на валу живут. Да у него изначально конфигурация с ретардерами вокруг деревень.
francis_maks
Nov. 30th, 2011 11:47 am (UTC)
только отмирают потихоньку.
(Deleted comment)
francis_maks
Dec. 1st, 2011 09:45 am (UTC)
Поколение 50-60-ти летних, в своё время, значительной частью уехало в город. Соответственно, и следующее родилось уже в городах. Так что сейчас в деревнях в основном пенсионеры.
Плюс идёт процесс укрупнения - все стараются перебраться в деревни покрупнее. Дальше проезжали Высокий и Низкий Городец - фактически уже сросшееся большие сёла. Они стоят на асфальтовой дорогое, есть магазины, почта, школа и т.п. И там упадка не заметно. Скорее даже расширяются за счёт боле мелких деревень.
schelkunov
Nov. 30th, 2011 11:45 am (UTC)
Интересно, сколько усилий нужно предпринять, чтобы этот вал со рвом объявили историко-культурной ценностью.
francis_maks
Nov. 30th, 2011 11:52 am (UTC)
тут даже непонятно с какого конца за такое дело ухватиться и кого заинтересовать. Кто заинтересован в памятнике первому разделу Речи Посполитой? Если при СССР не догадались сделать памятником, к примеру "воссоединению русского народа".
schelkunov
Nov. 30th, 2011 12:02 pm (UTC)
Да, с политической точки зрения вряд ли кого-то этим сейчас заинтересуешь...
francis_maks
Nov. 30th, 2011 12:07 pm (UTC)
Да, пока в той же стране жили, можно было бы, к примеру, на Витебские власти выходить. Мол в следующем году 240 лет и т.д. Хоть оно тогда и входило в Могилёвское наместничество, но всё же.
schelkunov
Nov. 30th, 2011 12:11 pm (UTC)
Но с другой стороны, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года у нас праздновать собираются широко.
francis_maks
Nov. 30th, 2011 12:20 pm (UTC)
Тут всё-таки отбились от внешнего, совсем уж инородного нашествия. Хотя ВКЛ это нашествие восстанавливало. И местные кадры по обе стороны фронта воевали. Но упор в массовом сознании всё же на противостоянии с "хранцузом"
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones