?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Следующую точку мы надеялись обнаружить без проблем. Пересечение дороги с высоковольтной линией – заметный ориентир. Однако, не всё оказалось так просто.



Для начала мы немного заплутали в Высоком Городце. Когда-то здесь было аж три «Городца» - один «Вышний» (нынешний Высокий) и два «Нижних» (село и фольварок, слившиеся впоследствии в Низкий Городец). Сейчас же граница между населёнными пунктами чисто условная – сёла срослись в один «городец». Подпитываясь, постепенно отмирающими, мелкими деревнями. Впрочем, не чехарда «городцов» сбила нас с толку, а отсутствие указателей и мудрёная траектория дороги на Запрудье. Чтобы попасть туда пришлось на выезде из Городца пересечь по мосту Усвейку и тут же, развернувшись на 180 градусов преодолеть её приток. Дорога имела довольно оригинальное покрытие -«грейдированный асфальт». Вероятно, старый асфальт был разбит уже настолько, что его решили снять. Но его следы всё ещё угадываются.



Взобравшись к Запрудью и миновав руины фермы и антенну GSM мы увидели впереди высоковольтную линию и подходящую полосу растительности. Поспешили к ней и… не увидели ничего. То есть деревья и бурьян растут себе по линии нужного направления, а ни вала, ни рва нет. Отойдя от дороги метров на пятьдесят (а в остальных случаях дорога поглощала вал метров на десять-двадцать от себя) мы смогли обнаружить лишь призрачный намёк на бруствер высотой 10-20 сантиметров.



И только метров через двадцать начали вырисовываться контуры вала и рва. Примечательно, что даже здесь, где вала почти нет, уровень поверхности внутренней части (слева) выше, чем у внешней.



С дальнейшим удалением от дороги вал проявлялся всё больше.



Пока не достиг привычного, по предыдущим фрагментам, вида.



Если до сих пор мы осматривали «треугольник», образованный валом, ЛЭП и дорогой (то есть часть вала, расположенную к югу от дороги), то пришло время, дорогу перейти и глянуть в другую сторону. И тут мы видим основную опасность, подстерегающую вал – он поглощен дорогой.



Обозначенная пунктиром на карте дороге от Запрудья на северо-северо-восток на самом деле существует, но начинается не дугой от деревни, а идёт точнёхонько по валу. И если дорога, пересекающая вал, уничтожает с полсотни метров вала, то здесь разом накрылись километра три.



Дорога по обеим сторонам имеет дренажные канавы, внешне напоминающие ров, но является ли одна из них таковым – не известно и маловероятно.



Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:

Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
francis_maks
Dec. 2nd, 2011 12:34 pm (UTC)
Тут на всё так просто. Есть, к примеру, в Гродненском университете товарищ Пивоварчик, который на тему российской фортификации на территории Беларуси целую монографию написал. Естественно, это не возможно было бы без обращения к первоисточникам. При этом на счёт периода с 1772 года по Наполеоновские войны у него говориться лишь о неисполненных планах строительства ряда крепостей. (См. статью про Динабург.) То есть информация если и есть, то она отнюдь не лежит на поверхности. Явно должно где-то, что-то остаться, так что будем искать.
schelkunov
Dec. 2nd, 2011 12:52 pm (UTC)
А в Витебском университете есть историк-краевед по фамилии Пивовар. Забавно)
francis_maks
Dec. 2nd, 2011 01:03 pm (UTC)
А может у напитка свойство такое? :)
schelkunov
Dec. 2nd, 2011 01:15 pm (UTC)
У паров напитка, скорее :) Впитываются в гены.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones