francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет. Часть 5. Запрудье. Злейший враг.



Следующую точку мы надеялись обнаружить без проблем. Пересечение дороги с высоковольтной линией – заметный ориентир. Однако, не всё оказалось так просто.



Для начала мы немного заплутали в Высоком Городце. Когда-то здесь было аж три «Городца» - один «Вышний» (нынешний Высокий) и два «Нижних» (село и фольварок, слившиеся впоследствии в Низкий Городец). Сейчас же граница между населёнными пунктами чисто условная – сёла срослись в один «городец». Подпитываясь, постепенно отмирающими, мелкими деревнями. Впрочем, не чехарда «городцов» сбила нас с толку, а отсутствие указателей и мудрёная траектория дороги на Запрудье. Чтобы попасть туда пришлось на выезде из Городца пересечь по мосту Усвейку и тут же, развернувшись на 180 градусов преодолеть её приток. Дорога имела довольно оригинальное покрытие -«грейдированный асфальт». Вероятно, старый асфальт был разбит уже настолько, что его решили снять. Но его следы всё ещё угадываются.



Взобравшись к Запрудью и миновав руины фермы и антенну GSM мы увидели впереди высоковольтную линию и подходящую полосу растительности. Поспешили к ней и… не увидели ничего. То есть деревья и бурьян растут себе по линии нужного направления, а ни вала, ни рва нет. Отойдя от дороги метров на пятьдесят (а в остальных случаях дорога поглощала вал метров на десять-двадцать от себя) мы смогли обнаружить лишь призрачный намёк на бруствер высотой 10-20 сантиметров.



И только метров через двадцать начали вырисовываться контуры вала и рва. Примечательно, что даже здесь, где вала почти нет, уровень поверхности внутренней части (слева) выше, чем у внешней.



С дальнейшим удалением от дороги вал проявлялся всё больше.



Пока не достиг привычного, по предыдущим фрагментам, вида.



Если до сих пор мы осматривали «треугольник», образованный валом, ЛЭП и дорогой (то есть часть вала, расположенную к югу от дороги), то пришло время, дорогу перейти и глянуть в другую сторону. И тут мы видим основную опасность, подстерегающую вал – он поглощен дорогой.



Обозначенная пунктиром на карте дороге от Запрудья на северо-северо-восток на самом деле существует, но начинается не дугой от деревни, а идёт точнёхонько по валу. И если дорога, пересекающая вал, уничтожает с полсотни метров вала, то здесь разом накрылись километра три.



Дорога по обеим сторонам имеет дренажные канавы, внешне напоминающие ров, но является ли одна из них таковым – не известно и маловероятно.



Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:

Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода
Tags: Вал, Карта, Путешествия, Фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments