На памятных плитах братской могилы в Бегомле обратил внимание на необычную пометку "планерист". Таковых значилось два: Мухмедгалиев Н. и Юферов П. Ни того, ни другого на "Мемориале" сходу найти не удалось. Отложил вопрос до будущих времён. И таки нашел в итоге "планериста Юферова". Правда, вопросов от этого стало только больше.
Старший сержант Юферев Пётр Иванович (1923 г.р., д. Лядур, Марийская АССР) служил пилотом-планеристом во 2-м учебном авиационно-планерном полку. Но, согласно "Выписке из книги учёта безвозвратных потерь" погиб он не 21 апреля 1943 г., как указанно в "Учётной карточке воинского захоронения №257", а чуть позже - 13 мая. Нестыковка с датой мало существенна – явление распространённое. Куда больше смущает место его гибели и первичного захоронения – деревня Селявщина Россонского района Витебской области. Порядка 120 км от Бегомля. Довольно далеко - это другая партизанская зона. А в братскую могилу переносились захоронения "из близлежащих деревень".
Старший сержант Юферев Пётр Иванович (1923 г.р., д. Лядур, Марийская АССР) служил пилотом-планеристом во 2-м учебном авиационно-планерном полку. Но, согласно "Выписке из книги учёта безвозвратных потерь" погиб он не 21 апреля 1943 г., как указанно в "Учётной карточке воинского захоронения №257", а чуть позже - 13 мая. Нестыковка с датой мало существенна – явление распространённое. Куда больше смущает место его гибели и первичного захоронения – деревня Селявщина Россонского района Витебской области. Порядка 120 км от Бегомля. Довольно далеко - это другая партизанская зона. А в братскую могилу переносились захоронения "из близлежащих деревень".
2-й учебный авиационно-планерный полк ВДВ КА (с августа 1943 г. – 2-й отдельный авиапланерный полк, с 10 октября 1944 г. – 209-й гвардейский авиационный планерный полк) сформирован в августе 1942 г. в Киржаче (Ивановская область). На вооружении имел планеры А-7 и Г-11 (грузоподъёмностью около 0,8 и 1,2 т. соответственно). Штатными буксировщиками были дюжина ДБ-3Ф (Ил-4), но впоследствии использовались так же ТБ-3, СБ, ПС-84 (Ли-2) . Последние, одновременно с буксировкой планера, могли осуществлять доставку груза сбросом в парашютных мешках или посадочным способом.
В 1942 г. участвовал в операции по снабжению танковых частей во время контрнаступления под Сталинградом ("Антифриз"). В марте 1943 г. передан на Калининский фронт в состав 3 Воздушной армии. Базировался на аэродром Старая Торопа.
Партизанские зоны на территории БССР летом 1943 г.
Или открыть карту в новом окне
Отсюда полк осуществлял доставку грузов на партизанские площадки, в первую очередь, на аэродромы в Бегомле и Селявщине. Полёты выполнялись исключительно ночью. Цель обозначалась посадочными кострами. О моменте отцепки пилоту-планеристу сообщалось аэронавигационными огнями (никакой другой связи с самолётом-буксировщиком не предусматривалось). Отцепку осуществлял планерист (замок буксировочного троса на самолёте пломбировался, за возвращение без троса можно было попасть под трибунал).
Аэродром в Бегомле позволял осуществлять посадку и взлёт самолётов типа ПС-84, возможно, даже с планером на буксире. Но, сомнительно, чтобы такую операцию проделывали часто, если вообще осуществляли.
В марте матчасть полка сократилась на 65 планеров и столько же пилотов значатся серди грузов, перевезённых в обратную сторону. Скорее всего, вывоз осуществлялся самолётами У-2.
Доставлено партизанам:
- 4 тонн взрывчатки;
- 12 000 гранат;
- 100 противотанковых ружей;
- 95 миномётов;
- 1900 автоматов;
- 700 винтовок;
- 95 000 патронов;
- 3 тонн медикаментов
- 5 типографий;
- 10 радиостанций.
Кроме того высаживались диверсионные группы (в том числе одна, численностью в 150 человек)
В обратную сторону перевезено:
- 65 пилотов-планеристов;
- 19 партизан;
- 800 кг грузов
- 2 миллиона рублей (собраны населением)
Планеры, которые не предполагалось вернуть на аэродром базирования, должны были сжигать сразу после разгрузки. Но, как показывает отчёт о вылете ПС-84 101 авиаполка в ночь с 21 на 22 апреля 1943 г., это требование выполняли не всегда оперативно.
Второй этап операции начался в конце апреля 1943 г. Полёты осуществлялись с аэродромов Старая Торопа, Лужки, Андреаполь. В мае 2-й уапп выполнил 20 боевых вылетов, доставил партизанам 19 тонн грузов.
"Выписка из книги учёта безвозвратных потерь" сообщает о гибели в этот период ещё одного пилота-планериста. Это сержант Фурзиков Николай Андреевич пилот-планерист (1922 г.р., д. Великополье, Марийская АССР). Он выполнял вылет на аэродром в Селявщине 5 мая 1943 г. Похоронен там же спустя два дня.
Может быть, в "Выписку…" по ошибке дважды вписали Селявщину, вместо Бегомля?
А в эту же ночь (5 мая) полк потерял безвести пропавшими командира корабля сержанта Ханжиева Владимира Михайловича (1921 г.р. Сочи) и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Маркова Анатолия Ивановича (1921 г.р. ст. Успенская, Азово-Черноморский край).
Судя по экипажу из двух человек, это вряд ли был самолёт-буксировщик. Скорее всего У-2.
Объёмы перевозки возросли. Было отправлено 135 планеров, в том числе 18 только за одну ночь - 23 мая. Не все планеры приземлялись на посадочных площадках. Так сержант Соболев из-за самопроизвольного открытия буксировочного замка приземлился в 60 км от цели. В итоге груз всё-таки достался партизанам. Но из другой бригады.
Немцы пытались препятствовать перевозкам, строя ложные посадочные площадки, выслеживая и бомбардируя реальные. Подозреваю, что гибель двух планеристов на аэродроме в Бегомле в один день связанна именно с последним обстоятельством.
Летом работа планеристов прервалась и возобновилась только в октябре полётами 2-го (уже "отдельного") авиапланерного полка. В ноябре его сменил 1-й оапп (впоследствии - "208 гв. апп"). Он же проводил завершающую стадию операции в марте-апреле 1944 г.
При этом 1-й уапп потерял 5 пилотов-планеристов:
Старший сержант Матвеев Виктор Михайлович (1922 г.р. д. Богатьково Тульской обл.) – погиб 19.03.1944 г., у д. Мешульки Бешенковичского района.
Старшина Димаков Виктор Алексеевич (1922 г.р. д. Уткино Ярославской обл.) – пропал без вести 20.04.1944 г.
Старший сержант Епишин Александр Фёдорович (1923 г.р. д. Срезнево Рязанской обл.) – пропал без вести 26.04.1944 г.
Старшина Микулин Николай Герасимович (1921 г.р. х. Моховое Воронежской обл.) –пропал без вести 20.04.1944 г.
Старший сержант Педченко Владимир Григорьевич (1924 г. Киев) – пропал без вести 19.04.1944 г.
Так же полк потерял убитыми двух воздушных стрелков-радистов:
Младший сержант Головин Андрей Петрович (1922 г.р. г. Карачайск Молотовской обл.) – погиб 9.03.1944 г.
Старший сержант Лебедев Константин Иванович (1912 г.р. д. Седельниково Марийской АССР) – погиб 9.03.1944 г.
Похоронены они на кладбищах сёл Гомель и Плины (расположены к югу от Полоцка). Там тоже имелись партизанские аэродромы. Отсюда предполагаю, что они летали на У-2 и погибли в ходе операции по возвращению планеристов.
PS Советские планеристы почти не участвовали в крупных десантных операциях (кроме форсирования Днепра, но этот эпизод вряд ли можно записать им в актив). Зато ночных полётов через линию фронта сделали больше всех остальных вместе взятых
В 1942 г. участвовал в операции по снабжению танковых частей во время контрнаступления под Сталинградом ("Антифриз"). В марте 1943 г. передан на Калининский фронт в состав 3 Воздушной армии. Базировался на аэродром Старая Торопа.
Партизанские зоны на территории БССР летом 1943 г.
Или открыть карту в новом окне
Отсюда полк осуществлял доставку грузов на партизанские площадки, в первую очередь, на аэродромы в Бегомле и Селявщине. Полёты выполнялись исключительно ночью. Цель обозначалась посадочными кострами. О моменте отцепки пилоту-планеристу сообщалось аэронавигационными огнями (никакой другой связи с самолётом-буксировщиком не предусматривалось). Отцепку осуществлял планерист (замок буксировочного троса на самолёте пломбировался, за возвращение без троса можно было попасть под трибунал).
Аэродром в Бегомле позволял осуществлять посадку и взлёт самолётов типа ПС-84, возможно, даже с планером на буксире. Но, сомнительно, чтобы такую операцию проделывали часто, если вообще осуществляли.
В марте матчасть полка сократилась на 65 планеров и столько же пилотов значатся серди грузов, перевезённых в обратную сторону. Скорее всего, вывоз осуществлялся самолётами У-2.
Доставлено партизанам:
- 4 тонн взрывчатки;
- 12 000 гранат;
- 100 противотанковых ружей;
- 95 миномётов;
- 1900 автоматов;
- 700 винтовок;
- 95 000 патронов;
- 3 тонн медикаментов
- 5 типографий;
- 10 радиостанций.
Кроме того высаживались диверсионные группы (в том числе одна, численностью в 150 человек)
В обратную сторону перевезено:
- 65 пилотов-планеристов;
- 19 партизан;
- 800 кг грузов
- 2 миллиона рублей (собраны населением)
Планеры, которые не предполагалось вернуть на аэродром базирования, должны были сжигать сразу после разгрузки. Но, как показывает отчёт о вылете ПС-84 101 авиаполка в ночь с 21 на 22 апреля 1943 г., это требование выполняли не всегда оперативно.
Второй этап операции начался в конце апреля 1943 г. Полёты осуществлялись с аэродромов Старая Торопа, Лужки, Андреаполь. В мае 2-й уапп выполнил 20 боевых вылетов, доставил партизанам 19 тонн грузов.
"Выписка из книги учёта безвозвратных потерь" сообщает о гибели в этот период ещё одного пилота-планериста. Это сержант Фурзиков Николай Андреевич пилот-планерист (1922 г.р., д. Великополье, Марийская АССР). Он выполнял вылет на аэродром в Селявщине 5 мая 1943 г. Похоронен там же спустя два дня.
Может быть, в "Выписку…" по ошибке дважды вписали Селявщину, вместо Бегомля?
А в эту же ночь (5 мая) полк потерял безвести пропавшими командира корабля сержанта Ханжиева Владимира Михайловича (1921 г.р. Сочи) и воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Маркова Анатолия Ивановича (1921 г.р. ст. Успенская, Азово-Черноморский край).
Судя по экипажу из двух человек, это вряд ли был самолёт-буксировщик. Скорее всего У-2.
Объёмы перевозки возросли. Было отправлено 135 планеров, в том числе 18 только за одну ночь - 23 мая. Не все планеры приземлялись на посадочных площадках. Так сержант Соболев из-за самопроизвольного открытия буксировочного замка приземлился в 60 км от цели. В итоге груз всё-таки достался партизанам. Но из другой бригады.
Немцы пытались препятствовать перевозкам, строя ложные посадочные площадки, выслеживая и бомбардируя реальные. Подозреваю, что гибель двух планеристов на аэродроме в Бегомле в один день связанна именно с последним обстоятельством.
Летом работа планеристов прервалась и возобновилась только в октябре полётами 2-го (уже "отдельного") авиапланерного полка. В ноябре его сменил 1-й оапп (впоследствии - "208 гв. апп"). Он же проводил завершающую стадию операции в марте-апреле 1944 г.
При этом 1-й уапп потерял 5 пилотов-планеристов:
Старший сержант Матвеев Виктор Михайлович (1922 г.р. д. Богатьково Тульской обл.) – погиб 19.03.1944 г., у д. Мешульки Бешенковичского района.
Старшина Димаков Виктор Алексеевич (1922 г.р. д. Уткино Ярославской обл.) – пропал без вести 20.04.1944 г.
Старший сержант Епишин Александр Фёдорович (1923 г.р. д. Срезнево Рязанской обл.) – пропал без вести 26.04.1944 г.
Старшина Микулин Николай Герасимович (1921 г.р. х. Моховое Воронежской обл.) –пропал без вести 20.04.1944 г.
Старший сержант Педченко Владимир Григорьевич (1924 г. Киев) – пропал без вести 19.04.1944 г.
Так же полк потерял убитыми двух воздушных стрелков-радистов:
Младший сержант Головин Андрей Петрович (1922 г.р. г. Карачайск Молотовской обл.) – погиб 9.03.1944 г.
Старший сержант Лебедев Константин Иванович (1912 г.р. д. Седельниково Марийской АССР) – погиб 9.03.1944 г.
Похоронены они на кладбищах сёл Гомель и Плины (расположены к югу от Полоцка). Там тоже имелись партизанские аэродромы. Отсюда предполагаю, что они летали на У-2 и погибли в ходе операции по возвращению планеристов.
PS Советские планеристы почти не участвовали в крупных десантных операциях (кроме форсирования Днепра, но этот эпизод вряд ли можно записать им в актив). Зато ночных полётов через линию фронта сделали больше всех остальных вместе взятых