francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

(У)лётный седан. МАЗ-541

Совершенно сногсшибательная машина. На минуточку - самый большой седан в мире. 7,8 метра длины и 3,4 м. ширины. 28 (!) тонн веса.


К середине 1950-х годов вес самолётов стал не по силам обычным грузовикам, бодро таскавшим воздушные суда до сих пор. Существовали, конечно, машины и помощнее. Например карьерный самосвал МАЗ-525 с двигателем с 12-цилиндровым дизелем Д-12А объёмом 38,8 л.и мощностью в 300 л.с. Но при высоте около 4 метров он выглядел бы на лётном поле слоном в посудной лавке.



Нет, ничего невозможного в его применении не было (использовали же впоследствии на многих аэродромах четырёхосный МАЗ-535).



Но стало ясно, что пора задуматься о специализированной машине. Минимально возможной высоты и с хорошим обзором назад - не хватало ещё случайно подломить переднюю опору шасси.

Но "с нуля" проектировать заведомо малосерийную машину сочли нерациональным (что бы ни говорили про советскую экономику, но деньги и тогда считали). Так что "аэродромник" решили делать из уже упомянутого МАЗа. Точнее - с использованием его узлов. Двигатель, коробка передач, сдвоенные задние колёса перекочевали на тягач с самосвала.

Но были и заметные отличия. Оригинальная рама. Двигатель опустился ниже. Появился привод на передние колёса меньшего диаметра. Которые, кстати, достались аэродромнику от ЯМЗ-214 (который позже станет КрАЗом). Большие колёса сзади, поменьше впереди... что-то это мне напоминает. А! Трактор.

Глядя на первое фото можно подумать, что машина праворулая. Но это не так. У аэродромника два поста управления и два рулевых колеса. Но, пока ещё оба для движения вперёд. Но маневрирование возле самолёта облегчалось.

Разработка началась в 1956 г. Первый экземпляр передали для опытной эксплуатации в аэропорт "Внуково".
Вроде бы был со стороны Министерства авиационной промышленности был заказ на 13 машин. Реально же было построено всего три машины. Тягач спокойно справлялся с Ту-104 и с Ил-62

Одна из машин отметилась в паре с Ту-144.



Но с обзорностью всё же получилось не слишком хорошо. Может быть это стало причиной сворачивания программы.

Ни одного экземпляра не сохранилось. Все порезали на металл. Последний, вроде бы, работал в минском аэропорту. Но ха эту информацию не поручусь.


PS Метка "БелАЗ" тут, конечно, весьма условна. Роднит его с Жодино только то, что туда уехало производство базового МАЗ-525. И появившиеся впоследствии БелАЗовские аэродромники. Тоже позаимствовавшие многие агрегаты от карьерных самосвалов.
Tags: Авиация, БелАЗ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • МоАЗ-7915. Тяжёлый аэродромный балластный тягач

    Я не зря уточнял типы воздушных судов, которые способны таскать разные модификации БелАЗовских аэродромников. Если для карьерного самосвала желание…

  • Серийный

    Рассказав про новинку и про предшественника, стоит упомянуть и серийный БелАЗовский "аэродромник". Вернее, семейство аэродромных тягачей.…

  • Шпионское фото нового аэродромника БелАЗ-74270

    На самом деле, фотография с официального сайта завода. БелАЗ " рассекретил" свой новый аэродромный тягач ещё в начале декабря. Но тогда это было,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Featured Posts from This Journal

  • МоАЗ-7915. Тяжёлый аэродромный балластный тягач

    Я не зря уточнял типы воздушных судов, которые способны таскать разные модификации БелАЗовских аэродромников. Если для карьерного самосвала желание…

  • Серийный

    Рассказав про новинку и про предшественника, стоит упомянуть и серийный БелАЗовский "аэродромник". Вернее, семейство аэродромных тягачей.…

  • Шпионское фото нового аэродромника БелАЗ-74270

    На самом деле, фотография с официального сайта завода. БелАЗ " рассекретил" свой новый аэродромный тягач ещё в начале декабря. Но тогда это было,…