francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет. Часть 12. Трудности перевода.

С боем привязав реальные очертания границы, к карте из атласа Речи Посполитой, решил проделать обратную операцию. Я надеялся, что это поможет пониманию причин того, что граница не имеет практически ничего общего с тем, что оговорено в конвенциях. Результат озадачил ещё больше. Причём, "пришла беда, откуда не ждали" – если раньше меня смущали точки пересечения границ воеводств между собой и с Двиной, то теперь сильно озадачила Орава/Ордва.

Для начала фрагмент"разукрашенной" карты из атласа:



(Более обширный фрагмент, включающий Полотск, Витебск и Могилёв. К сожалению, впихнуть его сюда не получается, так как при уменьшении названия становятся нечитаемыми (3,51 Мб) http://depositfiles.com/files/khnt4elr2)

А вот как этот же самый "расширенный" фрагмент, получился у меня:



Населённые пункты между Бобром и Толочином обильны и нанесены на старую карту достаточно точно. Сказывается то, что именно здесь проходит дорога на Москву. С Оравой же проблема. Она находится совсем не там где ей положено быть. Современная Арава расположена примерно в километре на юго-юго-восток от Друцка. Орава на старой карте отодвинута от Друцка гораздо дальше, километров на десять-двенадцать. Конечно, за 240 лет населённый пункт мог переместиться (например, Радча переместилась на другой берег Реки). Но на 3-х-верстовке 1914 года она на том же месте, а рекогносцировка местности для этой карты производилась в шестидесятых годах позапрошлого века. Да и в тексте конвенций и артикула чётко местечко Орша/Ордва/Орава/ связано с рекой Друч/Дрюець/Дружек, то есть Друтью. Современная Арава хоть и расположена на реке Березовка, но буквально у места впадения её в Друч. На старой карте в этом месте нарисован некий Овруч, который на более поздних картах отсутствует. А Ордва помещена на реку Каменка.

Попробуем оттолкнуться от границы воеводств. Перекрёсток границ Минского, Мстиславльского и Витепского воеводств располагался, судя по карте, чуть ниже Белынич, в месте впадения в Друть реки Осливка (Ослик). Далее граница Витепского и Минского воеводств шла вдоль Осливки, потом переходила на Каменку возле Оравы и сохраняя направление реки, пересекала дорогу Минск-Москва у Ильян. Если же поместить Ораву на реальное место у Друти, то возникает совершенно неуместный клин, закрашенный на карте косой штриховкой. То есть карта стоит за Ораву на Каменке.

Но как же конвенции и артикулы? Может в распоряжении у их авторов были иные карты? В этом отношении презанятна вот эта. Она составлена адъюнктом Санкт-Петербургской Академии наук Шмидтом. Соглсано каталогу Царскосельской библиотеки, эту работу он проделал в 1770 году. То есть ДО раздела Речи Посполитой.



На карте изображены Псковская и Могилёвскае губернии. И очертания границ совпадают с теми, что изображены в атласе Речи Посполитой. Но здесь Ордва так же не находится на Друти. Она вообще помещена на Осливку (Ослик). (Впрочем, достоверность карты в целом значительно хуже.). В любом случае, Осливка или Каменка не Друть.

Другие статьи по теме: Вал на границе 1772-1793 г.г. или внеплановый вылет:

Часть 1. Карты решают всё.
Часть 2. Хавчи. Путь к валу и первые находки.
Часть 3. Барсуки. Вверх по склонам холмов.
Часть 4. Бобовка. Вал, присутствующий на карте.
Часть 5. Запрудье. Злейший враг.
Часть 6. Волосово. Редан
Часть 7. Стуканы. Апофеоз.
Часть 8. Не валом единым.
Часть 9. О бедном редане промолвите слово
Часть 10. Предъявите документы.
Часть 11. В профиль.
Часть 12. Трудности перевода
Tags: Вал, Карта, Фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments