francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Варшавский тип

Разобравшись с тем, что представляла собой матчасть БЕПО-58, стоит рассказать - откуда она взялась.

В 1919 г. польская армия вела активные наступательные действия на Украине и в Белоруссии, что породило потребность в бронепоездах, способных действовать на "русской" колее 1524 мм. Делать их решили на базе трофейных русских платформ, собранных с этой целью на территории завода "Gerlach and Pulst" в Варшаве. Проект разрабатывался отделением Управления строительства бронепоездов (КВРР) в Варшаве. Так появились бронеплощадки "варшавского" типа. Отличительной чертой конструкции была бронировка гнутыми узким стальными полосами, делающими бронеплощадки похожими на цистерны.



"Bartosz Głowacki" примерно в 1922-1923 г.г. с бронеплощадкой расформированного бронепоезда PP.4 "Hallerczyk",вооружённой 76,2-мм пушкой Лендера обр. 1914 г. во время подавления забастовочного выступления в Верхней Силезии.


Первоначальным планам формирования из них бронепоездов сбыться не пришлось – большие потери раздёргали вводимые в строй бронеединицы на восстановление боеспособности существующих поездов. Весной 1920 г. такие бронеплатформы использовали бронепоезда: "Piłsudczyk" и "Lis-Kula", летом 1920 "Hallerczyk", "Wilk" и "Reduta Ordona". Штурмовые вагоны засветились в разное время в бронепоездах "Paderewski", "Generał Sosnkowski", "Śmiały" and "Poznańczyk" (в последних двух оставались вплоть до 1939 г.)

"Bartosz Głowacki" получил одну артиллерийскую бронеплатформу при расформировании бронепоезда "Hallerczyk" в 1921 г. Заодно ему достался штурмовой вагон другого типа из состава бронепоезда P.P.3 "Lis-Kula. Что еще составляло матчасть поезда в этот период неизвестно – возможно сохранялись старые вагоны и бронепаровоз G7.

Зимой 1923-1924 г.г. "Bartosz Głowacki" выведен из состава действующей армии и поставлен на хранение вместе с большинством польских бронепоездов. В 1925 г., находясь в резерве, бронепоезд получил новый номер Р.Р.10 и был приписан к V дивизиону бронепоездов (Краков), вместе с P.P.9 "Pierwszy Marszałek". Оба поезда включали однобашенную артиллерийскую бронеплатформу "варшавского" типа и одну трофейную двухбашенную бронеплатформу завода "Красное Сормово" (две таких бронеплощадки использовал "Pierwszy Marszałek" до и после этого). Вооружены они были 76,2-мм пушками и пулемётами. "Głowacki" имел бронеперовоз типа 73.376. Такой смешанный состав позволял уравнять возможности бронепоездов, но, вероятно, затруднял эксплуатацию.

Позднее, в декабре 1929 г. произошло окончательное переформирование польских бронепоездов и "Bartosz Głowacki" получил две однобашенных артиллерийских бронеплатформы и штурмовой вагон – все "варшавского" типа. В качестве локомотива с этого момента выступал типовой бронепаровоз Ti-3-10. Есть так же сведения, что помимо двух бронеплощадок с 76,2-мм орудиями, бронепоезд имел ещё одну, переоборудованную на установку 100-мм гаубицы wz.14/19A.



Артиллерийский броневагон "варшавского" типа, вооружённый гаубицей 100mm wz. 14/19A howitzer (Skoda) из состава бронепоезда Р.Р.15.

В конце 1920-х или в начале 1930-х поезд подвергся модернизации. Вооружение сменили на унифицированное для польской армии. Установленные до этого 76,2-мм пушки системы Лендера обр. 1914 г. сменили 75-мм wz.02/26. Так же были установлены 7,92-мм пулемёты wz.08 (Maxim). Бронепоезд получил радио и сигнальное оборудование и зенитную пулемётную установку на артиллерийских вагонах. Числился он теперь во 2-му дивизионе бронепоездов (2 Dywizjon Pociągów Pancernych), (базировался возле Кракова)

В 1939 г. бывший "Bartosz Glowacki" мобилизован, как P.P.55 (именное написание в официальных документах не применялось). Командовал им капитан Andrzej Podgórski.

Последняя "модернизация" бронепоезда Р.Р.55 произошла в сентябре 1939 г. и заключалась в установке на одной из контрольных платформ 40-мм зенитной установки Bofors, брошенной какой-то из отступающих частей и подобранной экипажем.


Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)
Tags: Бронепоезд, Железная_дорога
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments