francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Химёдзи

Давненько ничего не писал про кремли. И открыток накопилось уже немало. А тут ещё от aknel пришло нечто совершенно неожиданное. Правда, к "кремлям" его приписать не удастся. Не строили японцы "кремлей". И дело тут не в отсутствии "ласточкиного хвоста" или других конструктивных отличиях. Японская фортификация не имеет ничего общего с городской крепостью. Японцы попросту не обороняли города. У них не было орд кочевников (попытки монгольского вторжения провалились на стадии десантной операции), зато в изобилии было восстаний и переворотов. Бессмысленно обносить город стеной, если враг живёт в нём. Поэтому, японская фортификация – это замок. Может показаться, что крепость представляет собой один большой многоярусный донжон, но это иллюзия, вызванная концентричностью расположения объектов – главной башни и двориков-мару. (Заранее предупреждаю, что за транскрипцию японских названий не поручусь)


Первоначально замки строились на вершинах, но если европейская фортификация старалась приспособиться к существующему ландшафту, то японцы активно его меняли, срывая вершины. С развитием же тяжёлых построек они приступили к искусственному укреплению склонов каменной кладкой. По этому, под любым японским замком находится массивное каменное основание. Это краеугольный камень японской фортификации. Стены из крупного грубо обработанного камня клались на подложку из булыжника без раствора. Причём меньшей стороной наружу, что в итоге дало вогнутость поверхности. Такая форма позволяет лучше распределить нагрузку. Прочность оснований японских замков наглядно продемонстрировал американский флот при обстреле замка Наха на Окинаве в 1945 году. Обратите внимание на изгиб основания на фотографии



Первый замок на этом месте был построен в 1333 – 1346 г.г., но, поскольку от него ничего не осталось, то и задерживаться на нём не будем. Разве что стоит упомянуть о серьёзном изьяне в конструкции первого замка. Этот изъян лежит вне рамок национальной фортификации, так как присущ абсолютно любой крепости, вне зависимости от национальности и гения строителя. Он называется «гарнизон». В данном случае название ещё более конкретно – «смотритель Кодэра Ёситака», который сдал замок без боя. Впрочем. На сохранность замка войны не повлияли. Угробила его реконструкция. Свой современный Химёдзи приобрёл в ходе капитальной перестройки 1601 – 1610 г.г. В это же время в России завершилось строительство Смоленского кремля и пристроен Передний (Малый) город в Ивангороде.



Замок распланирован в соответствии со стилем "хасигокаку", когда второй двор пристраивается сбоку к главному, а третий – ко второму. Достоинством такой планировки, по сравнению с наиболее экстримистки-концентрическим "ринкаку", являлась минимальная протяжённость стен и рвов при той же площади. Недостатком – защита главного двора второстепенными только с одной стороны. (На самом деле, "хасигокаку", тут достаточно своеобразный – второй двор примыкает не к одной стене главного, а к двум. В результате угловая башня второго двора оказалась напротив фасада главной башни. А третий дворик пристроен не к стене второго а к стенам второго и главного). На фотографии видны главная башня. угловая башня второго дворика и третий дворик.





В небольших замках, построенных в стиле "хасигокаку", проблема незащищённости главного двора решалась за счёт естественных препятствий. В случае с бегемотом-Химёдзи – окружением всего сооружения внешними дворами. Нагромождение этих дворов, стен и ворот (а в Химёдзи ворот ни много, ни мало - 21) образовывали натуральный лабиринт. Причём, внутренние дворики господствуют над внешними, позволяя обстреливать и контратаковать прорвавшегося неприятеля. Идея захаба здесь доведена абсолюта – противник не просто должен преодолеть один-два поворота в узком коридоре между стен. В Химёдзи придётся сделать полный "оборот" витка спирали, да ещё и поплутать по дороге.



На основании устраивались невысокие каменные стены, продолжавшиеся стенами из прутьев, глины и битого камня с треугольными (для ружей) и прямоугольными (для стрел) бойницами. Для поздних японских замков характерно, что все помещения (включая боевой ход) имеют крышу из серо-голубой черепицы и побелку. Из-за чего смотрятся этакими уютными домиками, утопающими в садах (за стеной, как правило, высаживались сосны, а то и плодовые деревья).



Входы защищались парными воротами. Первые и вторые ворота обязательно стояли под значительным углом друг к другу (при этом вторые могли ещё и возвышаться). Между ними устраивалась простреливаемая площадка.

Башни строились двух-трёх ярусными и располагались по углам стен. Само слово "ягура", обозначающее башню, переводится, как "запас стрел". Помимо стрел и огнестрельного оружия башни имели отверстия для сброса камней – некий аналог заборол. Отверстия хорошо видны на углах первых ярусов.



Стоп, "стрелы", "ружья", "камни"… а где же пушки? А нигде. Не известно, была ли в Химёдзи артиллерия, но даже если и была, то немного. Мест, пригодных для орудий раз-два и обчёлся. В отличие от современных им европейских крепостей, японские замки строились, прежде всего, для защиты от ручного оружия и вооружались им же. Даже привычные в осадном деле Европы катапульты (заимствованные у китайцев требуше) и арбалеты применялись здесь в первую очередь, для уничтожения живой силы и поджогов. А в XVII веке основным оружием, как осаждающей, так и обороняющейся армии стали тысячи аркебуз.



Но всех в первую очередь интересует главная башня – "тэнсюкаку" – "небесный защитник". Тут уже никак нельзя обойтись меньше, чем тремя ярусами. В нашем случае это число достигло семи. Идеальной формой для основания башни считался квадрат. Так как башня служила не только наблюдательным пунктом и последней линией обороны, но и олицетворением могущества даймё, в традицию вошло обильное украшение (хотя более ранние башни, например та, что была в Химёдзи до переделки, были просто увеличенным вариантом угловых башен). Витиеватые крыши, богатые закруглённые фронтоны, дельфины. Это уже элементы не крепости, а резиденции. Вообще, недолюбливаю ступенчатые башни, но японцы со своей черепицей меня с ними примирили.

Tags: Замок, Карта, Фортификация, Экзотика
Subscribe

  • Удалось поймать в кадр лебедей

    В кои-то веки у меня с птицами своя фотография, а не потыренная из интернета. Для этого пришлось дождаться 43 августа и 57 заплыва.

  • Ночью с лебедями

    Обеими руками держимся за хвост уходящего лета. Купаться ездим каадый день. Даже если уже ночь. В пятницу попали на пруды уже после заката.…

  • Восемь!

    Нет, не пытайтесь рассмотреть на фото ещё двух "гадких утят" - снимок старый, 2021 года. В этом не фотографировал. Так что верьте на слово. Нынче во…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Удалось поймать в кадр лебедей

    В кои-то веки у меня с птицами своя фотография, а не потыренная из интернета. Для этого пришлось дождаться 43 августа и 57 заплыва.

  • Ночью с лебедями

    Обеими руками держимся за хвост уходящего лета. Купаться ездим каадый день. Даже если уже ночь. В пятницу попали на пруды уже после заката.…

  • Восемь!

    Нет, не пытайтесь рассмотреть на фото ещё двух "гадких утят" - снимок старый, 2021 года. В этом не фотографировал. Так что верьте на слово. Нынче во…