Первый замок на этом месте был построен в 1333 – 1346 г.г., но, поскольку от него ничего не осталось, то и задерживаться на нём не будем. Разве что стоит упомянуть о серьёзном изьяне в конструкции первого замка. Этот изъян лежит вне рамок национальной фортификации, так как присущ абсолютно любой крепости, вне зависимости от национальности и гения строителя. Он называется «гарнизон». В данном случае название ещё более конкретно – «смотритель Кодэра Ёситака», который сдал замок без боя. Впрочем. На сохранность замка войны не повлияли. Угробила его реконструкция. Свой современный Химёдзи приобрёл в ходе капитальной перестройки 1601 – 1610 г.г. В это же время в России завершилось строительство Смоленского кремля и пристроен Передний (Малый) город в Ивангороде.
Замок распланирован в соответствии со стилем "хасигокаку", когда второй двор пристраивается сбоку к главному, а третий – ко второму. Достоинством такой планировки, по сравнению с наиболее экстримистки-концентрическим "ринкаку", являлась минимальная протяжённость стен и рвов при той же площади. Недостатком – защита главного двора второстепенными только с одной стороны. (На самом деле, "хасигокаку", тут достаточно своеобразный – второй двор примыкает не к одной стене главного, а к двум. В результате угловая башня второго двора оказалась напротив фасада главной башни. А третий дворик пристроен не к стене второго а к стенам второго и главного). На фотографии видны главная башня. угловая башня второго дворика и третий дворик.
В небольших замках, построенных в стиле "хасигокаку", проблема незащищённости главного двора решалась за счёт естественных препятствий. В случае с бегемотом-Химёдзи – окружением всего сооружения внешними дворами. Нагромождение этих дворов, стен и ворот (а в Химёдзи ворот ни много, ни мало - 21) образовывали натуральный лабиринт. Причём, внутренние дворики господствуют над внешними, позволяя обстреливать и контратаковать прорвавшегося неприятеля. Идея захаба здесь доведена абсолюта – противник не просто должен преодолеть один-два поворота в узком коридоре между стен. В Химёдзи придётся сделать полный "оборот" витка спирали, да ещё и поплутать по дороге.
На основании устраивались невысокие каменные стены, продолжавшиеся стенами из прутьев, глины и битого камня с треугольными (для ружей) и прямоугольными (для стрел) бойницами. Для поздних японских замков характерно, что все помещения (включая боевой ход) имеют крышу из серо-голубой черепицы и побелку. Из-за чего смотрятся этакими уютными домиками, утопающими в садах (за стеной, как правило, высаживались сосны, а то и плодовые деревья).
Входы защищались парными воротами. Первые и вторые ворота обязательно стояли под значительным углом друг к другу (при этом вторые могли ещё и возвышаться). Между ними устраивалась простреливаемая площадка.
Башни строились двух-трёх ярусными и располагались по углам стен. Само слово "ягура", обозначающее башню, переводится, как "запас стрел". Помимо стрел и огнестрельного оружия башни имели отверстия для сброса камней – некий аналог заборол. Отверстия хорошо видны на углах первых ярусов.
Стоп, "стрелы", "ружья", "камни"… а где же пушки? А нигде. Не известно, была ли в Химёдзи артиллерия, но даже если и была, то немного. Мест, пригодных для орудий раз-два и обчёлся. В отличие от современных им европейских крепостей, японские замки строились, прежде всего, для защиты от ручного оружия и вооружались им же. Даже привычные в осадном деле Европы катапульты (заимствованные у китайцев требуше) и арбалеты применялись здесь в первую очередь, для уничтожения живой силы и поджогов. А в XVII веке основным оружием, как осаждающей, так и обороняющейся армии стали тысячи аркебуз.
Но всех в первую очередь интересует главная башня – "тэнсюкаку" – "небесный защитник". Тут уже никак нельзя обойтись меньше, чем тремя ярусами. В нашем случае это число достигло семи. Идеальной формой для основания башни считался квадрат. Так как башня служила не только наблюдательным пунктом и последней линией обороны, но и олицетворением могущества даймё, в традицию вошло обильное украшение (хотя более ранние башни, например та, что была в Химёдзи до переделки, были просто увеличенным вариантом угловых башен). Витиеватые крыши, богатые закруглённые фронтоны, дельфины. Это уже элементы не крепости, а резиденции. Вообще, недолюбливаю ступенчатые башни, но японцы со своей черепицей меня с ними примирили.