francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Доклад ст.лейтенанта Кононенко по вопросу боевых действий учебного бронепоезда 76 и полка войск НКВД

Документ, составленный командиром бронепоезда, принявшего бой 26-27 июня 1941 г. на станации Красное Зенамя. Существует в трёх вариантах: рукописном, полностью идентичной машинописной копии и более позднем - с пропуском эпизода про оставление бепо экипажем. Снабжён моими примечаниями [см. в конце].


ДОКЛАД
по вопросу боевых действий учебного бронепоезда 76 и полка войск НКВД по охране жел. дор. сооружений

22 июня 1941 года я, будучи врид командира [1] учебного бронепоезда [2] получил приказ ст. майора тов. Петросян в лагерях на 12 км ж.д. ветки Колодищи - Михановичи о немедленной погрузке имущества и отправке на станцию Орша [3] для формирования и отправки на фронт. Приказание майора мною было выполнено и в 7.00 23.6.41 я отправился на станцию Орша. По приближении на станцию Бобры не доезжая 80 км до Орши от командира полка т. Тронина [4] получаю приказание, в котором говорится: бронепоезду 76 полка срочно возвращаться в г. Минск, связаться со штадивом-9 войск НКВД и в дальнейшем двигаться в направлении Молодечно-Вильно. Майор т. Петросян, который ехал вместе со мной в БЕПО, приказал мне немедленно возвратиться в город Минск, а сам слез для отправки в город Могилев. Как майор т. Тронин, а также и майор т. Петросян, не знали, что БЕПО имел боевой запас только для выполнения лагерной учебы, причем не было бронебойных снарядов совершенно и гранат было только 150 штук. По прибытии в Минск 24.6.41 г. в 3.00 на разъезд 499 км [современная станция Минск-Северный] принял все меры к розыску штадива-9 и найти такового не мог. Донес КП-76 по прибытии в г. Минск, что связи со штадивом-9 нет... [5]



Перемещения БЕПО-МБВ-76 с 22.6 по 27.6.41


Не доезжая до ст. Молодечно 7 км, разъезд Ушаны [6], меня вызвал к селектору комендант ст. Молодечно и отдал приказ на ст. Молодечно не приезжать, ибо пути разрушены, и до особого распоряжения курсировать разъезд Ушаны – Тарковщизна [7], базу оставить на разъезде Ушаны... На Минском шоссе я увидел большое скопление войск, двигавшихся на Минск. Я решил отправить разведчика узнать, кто куда движется. Разведка доложила, что движутся войска РККА на Минск пешими и на машинах, а наши войска НКВД их возвращают обратно. Я пошел сам к ним и встретил майора т. Пияшева [8] и майора т. Котова, капитана т. Чистякова. Установил связь с штадивом-9 через майора т. Котова и доложил ему о поступлении БЕПО 76 полка в его распоряжение. Т. Котов мне сказал, что БЕПО-76 поступает в распоряжение штаба 13 армии, о чем доложил члену Военного совета округа полковнику т. Гусеву, который в 21.00 прибыл ко мне на БЕПО и приказал отправиться на ст. Заславль (Белорусь), оставить базу и с боевой частью отправиться на ст. Молодечно, что я немедленно и выполнил. По прибытии на ст. Белорусь я оставил базу, а с боевыми единицами в составе паровоза "Щ", МБВ - 2 и 4 контрольные платформы с ж.д. имуществом в 8.00 24 июня 1941 г. отправился на ст. Молодечно [см. штатный состав БЕПО-МБВ 76]. Со мной на БЕПО следовал полковник т. Гусев, майор Котов и капитан Добринский из штадива-9. По прибытии на ст. Молодечно в 13.00 я получил приказание отправиться с БЕПО курсировать по ж.д. участку Молодечно-Полотяны [9], что я и начал выполнять с движением БЕПО и разведкой по сторонам и впереди. По прибытии на ст. Полотяны противника я нигде не встретил, набрал воды, произвел разведку за станцией в 1 км, покушали люди и я отправился обратно на ст. Молодечно.

По прибытии на ст. Молодечно я увидел, что станция совершенно пустая. Пом. ком. ст. Моледечно мне дает приказ отправиться на Крулевщину [10], куда отступили все эшелоны со станции Молодечно. Я ему доложил, что база находится на ст. Заславль (Белорусь) в направлении гор. Минск. Он сказал ехать с базой через Минск-Орша-Полоцк. [11]. При прибытии на ст. Ольховичи [12] я встретил комбрига т. Киселева, которому доложил о следовании БЕПО 76 полка приказал мне выполнять задачу дальше. По прибытии на ст. Минск связаться с т. Петросян. По прибытии на ст. Заславль (Белорусь) я взял базу и отправился на ст. Минск. Утром в 6.00 26.6.41 г. я прибыл на разъезд 499 км Минск и встретил майора т. Петросян, доложил ему. Он мне отдал приказание базу разгрузить от лишнего хлама и соединить вместе с базой 73 полка, а с боевой частью отправиться на ст. Негорелое [13] набрать воды в паровоз, так как вода в паровозе была на исходе. Все я выполнил и с боевой частью отправился на товарную Минск для набора воды. По прибытию туда я спросил ж.д. работников, где по ж.д. веткам есть вода для набора в паровоз. Они мне сказали, что вода есть только на ст. Колодищи [14]. Я решил, что станция Колодищи находится от Минска не очень далеко [15], наберу воды в паровоз, а личный состав пообедает, ибо база ушла со стоянки на ст. Колодищи. Набрал воды в паровоз, послал связного к базе, но базы на ст. Колодищи не оказалось, по ошибке ее отправили на следующую станцию [16]. В это время меня вызвал комендант ст. Колодищи и отдал приказ немедленно отправиться на Оршу-Полоцк, Крулевщина. Я ему доложил, что имею задание майора т. Петросяна возвратиться в Минск для курсирования Минск-Негорелое [17]. И я принял решение отправиться на станцию Минск к майору т. Петросяну, доложить о приказании коменданта. Не доезжая км 10, мне навстречу шел поезд артполка с зенитной артиллерией [18], и я был вынужден возвратиться на ст. Колодищи. Одновременно к майору т. Петросян послал двух связных, сам с БЕПО возвратился на ст. Колодищи, ожидая дальнейшего приказания майора т. Петросян. Ожидал до 17.00, в это время я получил сообщение от дежурного по ст. Колодищи, что впереди путь взорван. Я решил отправиться выяснить состояние ж.д. пути направления ст. Колодищи-Борисов. Не доезжая до ст. Смолевичи, ж.д. путь был взорван, но своими силами восстановили путь и отправились на ст. Смолевичи, где находились базы БЕПО-73-76. Я дал приказание капитану т. Аверкеев[19] отправиться с базой на ст. Борисов, а БЕПО двигаться вслед. Не доезжая 2 км до ст. Красное Знамя база остановилась. Я послал разведку выяснить причину остановки, оказалось, что ж.д. путь в двух местах взорван, и впереди баз-73-76 стоит БЕПО 58 полка НКВД 9 дивизии и зенитный полк [20]. Это было в 23.00 26.6.41 г. В это время по шоссе Минск-Борисов шли танки, давая сигналы ракетами. Полагали двояко: или наши танки 84 дивизии РККА, или же германские. После этого была послана осветительная ракета от танков к стоящим на ж.д. эшелонам и сейчас же открылась стрельба по эшелонам. Тогда только я точно установил, что это танки противника и дал приказ открыть огонь из орудий по вспышкам огня танков. Как только БЕПО открыл огонь из 4 орудий [21], танки противника прекратили вести огонь. Я выслал разведку выяснить сколько танков. Мне доложили, что танков противника 6 штук [22],. Перед утром я решил возвратиться с боевой частью на ст. Смолевичи, ворваться на станцию и перейти на нечетный путь, не доезжая входного семафора 1 км. Четный путь, по которому двигался БЕПО, был взорван. Я решил вернуться обратно к базе и вступить в бой, зная, что у противника пехоты и др. родов войск, кроме танков и авиации, нет.

Как только прибыл к базе, сразу был обстрелян противником из крупнокалиберных пулеметов бронебойными пулями [23]. Я из БЕПО открыл ураганный огонь по противнику из орудий и пулеметов. 2 танка противника загорелись, расстояние 200-300 метров. В это время, смотрю, противник начал стрелять по базе 73 полка зажигательными снарядами, база загорелась. Я отдал приказ т. Филатову – орудейному мастеру [24] – отцепить все вагоны базы 76-73 и решил подъехать боевой частью и отогнать от горящих вагонов за лес и уйти на другую огневую позицию, куда бы вышел и противник. Но мне было выгоднее его расстреливать на ходу, чем при стоянки на месте БЕПО, но как только я с боевой частью начал подъезжать к базе, не прекращая вести огонь по противнику, в это время появилась авиация противника и раздался сильный взрыв котла паровоза и вода из тендера сильным дождем стала поливать во все стороны. Боевой части оказалось двигаться дальше нельзя. Здесь среди личного состава БЕПО создалось замешательство и люди выскочили из вагонов, но как только выяснилось, что угрозы нет большой, я подал команду состав БЕПО все назад. Я, политрук Коростелев и ряд других номеров командиров и курсантов возвратились обратно и приступили вести огонь из орудий и пулеметов по противнику. Большинство командиров и курсантов были уже далеко и вероятно моей команды не слышали, а посыльный, которого я послал возвратить их, этого не сумел. Оставшиеся люди в БЕПО вели огонь до последнего снаряда. У противника появились средние танки до 16 штук, а артиллерия противника открыла сильный огонь по боевой части БЕПО бронебойзажигательными снарядами и как только снаряды дошли к концу, а второй МБВ загорелся, база разгорелась вовсю, я решил уйти с тем составом людей, которые были на боевой части.



БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии войск НКВД по ОЖС и ОВПП на станции Смолвичи после боя. Виден разбитый мотоброневагон, тендер небронированного паровоза типа Щ, контрольная платформа и вагон базы.

ВЫВОД
В результате боя убит старший лейтенант Ясевич, машинист Севрюк, поммашиниста Ковалев [25], командир пулеметного отделения мл. сержант Макеев. Ранены легко зам по п/ч политрук Коростелев, водитель МБВ-2 младший сержант Кураев тяжело в позвоночник [26]. Данные полностью не точны ввиду того, что люди полностью не прибыли. Прибыло из 129 человек, находившихся в БЕПО 113 человек. Не прибыло 16 человек [27] [28]. Из 15 танков противника 9 уничтожено и 2 подбито. Уничтожена 1 бензозаправка [29]. В дальнейшем для еще большего успеха разгрома врага необходимо иметь: бронепаровоз с бронированной зенитной установкой, бронебойные и зажигательные снаряды и пули в достаточном количестве. Для хранения боеприпасов необходим бронесклад. Для питания горючим и водой паровоза необходимо иметь при базе цистерну с водой, для питания личного состава в ходе боя необходим запас сухих пайков из расчета три дачи [30]. Для успешного обнаружения противника необходимо для бронепоезда иметь 2 бронедрезин БА-10 [31], действия БЕПО на ж.д. участке иметь не менее 2 бронепоездов. Необходимо совместное действие бронепоездов с танками, авиацией, пехотой и ж.д. восстановительными частями. Иметь тыловую базу не менее 100 км от фронта и полевую на расстояние… от действующего бронепоезда.


КОМАНДИР УБЕПО ст. лейтенант КОНОНЕНКО
Зам. по п/ч политрук КОРОСТЕЛЕВ
Пом. по тех. части капитан АВЕРКЕЕВ
Верно: Завделопроизводством.

РГВА: ф. 38373, оп. 1, д. 1, лл. 1-3


[1] Командиром бронедивизиона 76 полка 3 дивизии войск НКВД по ОЖС и ОВПП (и командиром учебного бронепоезда) накануне войны числился майор Петросян Саркис Александрович. Но 14.05.41 г. он убыл в отпуск, а 14 июня 1941 г. приказом Главного Управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности назначен врид старшего помощника начальника 2-го отделения штаба 3-й дивизии по Авто-БЕПО. С 15 июня 1941 года врид командира УБЕПО был назначен помощник по строевой части старший лейтенант Кононенко Виталий Антонович.

[2] На штат военного времени полк переведён 5.07.1941.

[3] Орша являлась местом постоянной дислокации БЕПО и штаба 76 полка.

[4] Тронин Степан Капитонович Родился в 1904 году, русский, член ВКП(б) с 1927 года. В Красной Армии с 1925 года. Участвовал в боях на КВЖД. Окончил Военную Академию Красной Армии им. М.В. Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с 22.6.1941 по 15.01.1942 года на Западном фронте, с 10.9.1942 года на Закавказском фронте. командующий войсками Марухского направления 46-й армии. Организатор одного из первых заградительных отрядов. Награды: орден Ленина (13.12.1942), орден Красного Знамени (26.8.1941), медаль ХХ лет РККА (1938).

[5] В ночь с 23 на 24 июня штаб 9 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности эвакуировался из Вильнюса в Молодечно. К этому моменту штадив не имел связи с 3 из 4 своих полков и руководил, фактически, только 84 полком вместе с которым и перемещался.

[6] так в оригинале - имеется в виду станция Уша (п. Красное)

[7] вероятно – Бычынщизна

[8] майор Пияшев – командир 84 полка 9 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.

[9] линия Молодечно-Лида

[10] Крулевщизна – в направлении на Полоцк.

[11] то есть кружным путём через Оршу – Витебск на Полоцк – примерно в два с половиной раза дальше, чем через Крулевщину.

[12] Олехновичи

[13] направление Барановичи – Брест.

[14] направление на Борисов – Оршу – Москву

[15] от ст. Минск Тованый до ст. Колодищи 15 км.

[16] объединённые базы ушли на ст. Смолевичи

[17] то есть комендант станции продублировал приказ идти кружным путём через Оршу-Витебск-Полоцк на участок Молодечно-Полоцк, а майор Петросян отправлял БЕПО на Барановичское направление, для чего нужно было вернуться в Минск.

Кроме того, согласно боевого донесения генерал-майора Гульева №13 от 26.6.1941 года, 25 июня 1941 года БЕПО-76 получил боевую задачу от комбрига В.И. Киселева командира 3-й дивизии войск НКВД выдвинуться в район моста на р. Птичь, где был выброшен крупный авиадесант противника до роты парашютистов. Но о получении этого приказа Кононенко не упоминает. Впрочем, если речь идёт о мосте в районе Лешковщины, то он как раз находится на Барановичском направлении (в 15 км от Минска)

[18] Скорее всего - эшелон 479-го зенап 4-й отдельной бригады ПВО. Часть этого полка накануне войны находилась на учениях на полигоне в Крупках и с началом боевых действий погружена на платформы и отправлена к месту дислокации полка. Один эшелон дошёл до ст. Городея, где уничтожен противником. Вероятно, второй эшелон развернули в Минске. Впоследствии не менее одного орудия полка участвовало в бою на ст. Красное Знамя 27.6.41.

Но возможно, что это был другой эшелон, которому удалось уйти на восток до того, как были разрушены пути на ст. Красное Знамя.

[19] Капитан Аверкеев Василий Тарасович (1909-03.08.1944) уроженец д. Ромы Смоленского района Смоленской области. Русский. Общее образование – 10 классов. В Красной Армии с 1928 года. Военное образование – окончил нормальное военное училище (школу). В войсках НКВД с 1932 года. Кандидат в члены ВКП(б) с 1939 года, принят в ряды партии в 1941 году на фронте.

В марте-апреле 1941 г – командир УБЕПО-76. На момент описываемых событий - помощник по технической части БЕПО-76

Впоследствии - командир роты средних танков 3-го батальона 40-й гвардейской Чертковской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого, ордена Красная Звезда бригады. Погиб в бою 3 августа 1944 года в районе м. Торнобжег. Награды: орден Отечественной войны II-йстепени (19.09.1944, посмертно).

[20] Помимо указанных, на станции (или в вблизи неё) находились и другие эшелоны. В частности, состав 22-й подвижной железнодорожной автобронетанковой мастерской (штат №26/946 место дислокации – Барановичи). Немцы упоминают о пресечении попытки эвакуации поезда на восток 28.6. Так же в качестве участника боя 27.6 они называют "поезд с танками", который "подошёл с востока". Принадлежность бронетехники не установлена. Cсоветскими источниками упоминаются два эшелона с беженцами.

[21] фраза косвенно подтверждает то, что в бою участвовало только 2 мотоброневагона из 3, положенных по штату. На немецких фотографиях тоже просматривается только 2 МБВ. Судьба третьего достоверно не известна. Существует ряд версий: 1) мотоброневагона вообще не было в составе бепо (не смотря на наличие штатного экипажа); 2) мотоброневагон действовал отдельно от состава и ему удалось уйти на ст. Жодино, где, по докладу командира БЕПО-58 26.06 видели прибытие неизвестного МБВ, а по докладу командира 3 дивизии НКВД по ОЖС и ОВПП Истомина 29.07 находился "неизвестный бронепоезд покинутый командой"; 3) мотоброневагон действовал автономно от БЕПО в другом месте (например, находился в распоряжении майора Петросяна)

[22] Немецкие мемуары (правда - послевоенные) упоминают четыре танка третьего батальона 25 танкового полка (III/Pz.Rgt. 25)

[23] За отсутствием у вермахта крупнокалиберных пулемётов, речь, скорее всего, идёт о 20-мм орудиях, установленных на Pz-II.

[24] вероятно, из личного состава базы БЕПО-76

[25] паровозная бригада не из состава БЕПО, работали в Оршанском депо

[26] Статью по потерям БЕПО-МБВ-76 см. здесь

[27] Так же возможны потери среди персонала бронебаз БЕПО-76 и БЕПО-73 (по штату 50 человек, фактическое наличие к началу боя неизвестно) и других подразделений, находившихся на станции. Точно известно о смертельном ранении лейтенанта Коптева Сергея Петровича из состава 4 отдельной бригады ПВО (захоронен на станции Красное Знамя).

[28] Согласно докладной записке о служебно-боевой деятельности 76 полка войск НКВД по ОЖС и ОВПП в июне 1941 г.от 29 июля 1941 г. – в бою у станции Красное знамя были уничтожены девять немецких танков и еще два подбиты. Как подчеркивается в донесении, «уничтожены экипажи всех одиннадцати танков и бензозаправщика в количестве 63-х солдат и офицеров». Свои потери – трое убитых и столько же раненых.

Возможно, что потери противника завышены.

Дальнейшее продвижение 25 танкового полка было приостановлено на два дня, а второй танковый батальон (II/Pz.Rgt.25) временно расформирован – техника пущена на доукомплектование двух других батальонов. Но это стало результатом не только боя 27 июня, но и боевых действий предшествующих дней (прорыв через Острошицкий городок, Слободу к Смолевичам), в то числе – воздействия советской авиации.

Во время боя с бронепоездом получил ранение командир полка оберст Карл Ротенбург. При эвакуации в тыл по ошибке попал в расположение 331 сп 100 СД и был убит. Посмертно удостоен генеральского звания.

В сводке полка за 27.06 указано:

" a) Подробное описание хода боёв прошедшего дня: …пробились до Слободы, затем быстрое продвижение до Смолевичи. В 22 часа занята круговая оборона вокруг Смолевичи. Утром 27.06 в 4 часа тяжёлый бой против бронепоезда; эшелон, нагруженный танками вместе с пехотой, атаковал позиции полка. Бронепоезд и боевой эшелон с пехотой противника уничтожены.
b) Достигнутые цели и рубежи: дороги из Смолевичи на север, юг и запад перекрыты приблизительно на расстоянии в 2-х км, дорога на восток - в 8 км.
c) Командный пункт полка: обочина дороги 2 км восточнее Смолевичи.
d) Потери со времени предыдущего донесения:
1) Офицеры: Ранен: лейтенант Алфауер. Убиты: оберлейтенант Фалк, лейтенант Ленгандт, лейтенант Майер.
2) Унтер-офицеры и солдаты: потери значительны и будут донесены отдельно."


Так же возможно, что не все потери, понесённые немцами в этом бою, на счету БЕПО-76 – орудия 479 зенап так же вели огонь по врагу (претендуют на уничтожение 6 танков), возможно, на первом этапе в бою участвовали пушки БЕПО-58. Кроме того, немцы, в качестве действующего противника упоминают "эшелон с танками".

[29] Имеются в виду запас на трое суток.

[30] По штату МБВ-БЕПО и должен был иметь 2 бронедрезины БА-10. Судя по данной фразе, в наличии их не было. С другой стороны, в приложении к докладу Кононенко упоминает, что бронемашина, в которой он находился, была окружена противником и пробивалась из окружения с боем. То есть в наличии имелся, как минимум, один бронеавтомобиль, вероятно БА-20.


Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)
Tags: 2_Мировая, Бронепоезд, Великая Отечественная, Война, Железная_дорога, Карта, Красное_Знамя
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments