francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Осиповичи. Город с паровозом на гербе.

Какой город больше всего связан с паровозами? Коломна? Луганск? Харьков? А может, какой-нибудь из транспортных улов? Или тот, где самый большой музей? В Осиповичах уверены в ответе на этот вопрос. Достаточно взглянуть на герб.



Вокзал.

И определённые резоны у горожан есть. До строительства Либаво-Роменской железной дороги Осипович на карте не значилось. Например, в "Подробном атласе Российской империи" картографического заведения Ильина (1871 г. масштаб 1:840 000) обозначены лишь соседние Замошье и Протасевичи. Дорога из Минска в Бобруйск шла кружным путём, через уездный Игумен (ныне Червень) и Свислочь (у впадения одноимённой реки в Березину).



Закопал где-то свои фотографии, поэтому воспользуюсь галереей railwayz

В этом году будет отмечаться 135-летие основания города. Отсчёт ведётся от 17 ноября 1872 года, когда была построена станция. Стоит, однако, уточнить, что деревня с таким названием существовала до этого, и именно её название позаимствовали для станции. При этом возникло аж три населённых пункта – деревня, посёлок и станция, которые слились в одно гораздо позднее. Общее население к началу XX века не дотягивало до 900 человек.



Плакаты с юбилейной датой у депо уже установлены

Вторым поворотным (в прямом и переносном смысле) пунктом в истории Осипович, стало строительство ветки на Старые Дороги (движение открыто в 1896 году.). Станция стала железнодорожным узлом. Значение которого возрастало, по мере удлинения ветки. (История развития данной дороги описана в статье "Две башни. Старые Дороги и Слуцк".)



Одно потянуло за собой другое. В 1932 году Осиповичи соединили железной дорогой с Могилёвом, обеспечивая прямую дорогу из Могилёва в Слуцк. Теперь Осиповичи имели непосредственное сообщение с центрами 4 из 12 округов БССР (Минск, Слуцк, Могилёв, Бобруйск). Под этим именем на дороге значилось целых три станции (Осиповичи I, II, III).



Это симпатичное здание не что иное, как опорный пункт милиции.

Паровозы взрастили город, и Осиповичи не спешили с ними расставаться даже после пленума 1955 года. В депо сохранялись исправные паровозы военного запаса. И пассажиры, едущие на Бобруйск, могли воочию наблюдать пенсионеров. Последние иногда готовы были развести пары и неспешно прогуляться до депо. А то и попыхтеть на вспомогательных работах. В частности, осиповичские паровозы работали на пивоваренном и консервном заводах в Бобруйске.



Депо находится прямо напротив пассажирского вокзала. В девяностые годы в том месте, которое сейчас прикрыто забором зимой регулярно можно было наблюдать работающий паровоз.

Несколько раз организовывались ретропоезда в Крым. Засветились паровозы и в кино – "В августе 44-го" именно осиповичские машины. Но к 2004 году заповедник прикрыли. Что-то выкупили для музеев (а штук пять банально спёрли в 1991-м), что-то пошло в плавильную печь.



Теперь паровоз из депо можно увидеть лишь на постаменте, недалеко от станции. Хотя, поговаривают, что ещё одну машину изредка видят на тихом Барановичском направлении, в районе станции Дараганово.



У паровоза две информационные таблички. Первая говорит о том, что памятник установлен в честь предыдущего юбилея города.



Вторая, поскромнее, даёт краткие технические характеристики. Табличка явно заблуждается на счёт даты выпуска машины – последние Эм собраны в 1935-м. Паровоз с очень близким номером Эм 726-32 был юбилейным, 3000-м паровозом выпуска Сормовского завода. И произошло это в 1932 году.



Касательно паровоза на гербе города трудно утверждать определённо – слишком разнообразен набор похожих машин. Но, исходя из состава парка Либаво-Роменской железной дороги, можно предположить, что подразумевался паровоз конструкции завода "Борзиг" серий Б,Т, ТБ (всего 66 шт.) или их аналоги производства Коломенского завода (ТВ – 20 шт.) или завода в Шихау (ТЭ – 15 шт.).

Ещё одним экспонатом, напоминающем о "эпохе паровозов", является водонапорная башня на вокзале.



Её всё пытались приспособить под какое-нибудь хозяйственное использование. Фото 2009 года. Надо будет съездить – посмотреть что получилось. Начало выглядело как-то не очень обнадёживающе.



Другие статьи по теме линия "Осиповичи-Слуцк":

Две башни. Старые Дороги и Слуцк.
Осиповичи. Город с паровозом на гербе.
Уречье
Верхутино. Конечная на год.
Tags: Архитектура, Башни, Железная_дорога, Осиповичи, Паровоз, Путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments