При выборе наименования для советского автозавода было, в общем-то, всего два пути. Либо в честь видного деятеля (как вариант – организации) - "имени Сталина", "имени Лихачёва", "имени Ленинского Комсомола" (впрочем, это удел столичных заводов). Либо по названию города – "Горьковский", "Запорожский", "Минский". И, вдруг - "Белорусский". Почему не "Жодинской"? Ответ прост – никакого "города" на тот момент не было. Первым каменным зданием в Жодино стало как раз общежитие автозавода (ныне там располагается отдел кадров). Труднее понять, почему завод не назвали "Смолевичским", как находящуюся на другом берегу реки электростанцию.
Здание слева – "старое" заводоуправление. Нынче там располагаются управление контроля качества и отдел охраны труда. Судя по строительству комплекса Блока Производственных Цехов (БПЦ-1) на заднем плане, снимок датируется 1958 годом.
Надо сказать, что завод успел примерить и другие названия. Строится (1948) и работать (1950) предприятие начинало, как завод по выпуску торфяного оборудования. Оно и не удивительно – торф добывался тут же в округе и здесь же сжигался – про СмолГРЭС я уже писал. С 1952 года заводом перепрофилировали на производство дорожных машин – поливомоечных, шнекороторных, снегоочистительных (ох, этой зимой актуально), и т.п. и переименовали в "Дормаш".
"Новое" здание заводоуправления построено в семидесятые и непременно фигурирует во всех официальных фоторепортажах.
Центральная проходная.
"Автомобильным" и "Белорусским" завод стал в 1958 году. Из расположенного в БПЦ-1 цеха главного конвейера (ЦГК) начали выходить самосвалы МАЗ-525. Вряд ли кто-нибудь тогда думал, что лет через двадцать машины, сходящие с этого конвейера, станут неофициально называть "малыми".
Конвейер пока ещё пуст.
В отличие от сегодняшнего состояния
Кран-балка
Завод вскоре начал предпринимать попытки выйти из-под крыла МАЗа – в 1960 году обзавёлся собственной конструкторской службой, а через год выпустил первый опытный самосвал собственной разработки – "27-тонный" БелАЗ-540.
Для памятника машиностроителям, установленного не так давно возле завода, 540-го не нашлось. Поставили его современного потомка. Однако, в хозяйствах "правильные" памятники имеются. Вот этот в Айхале:
Здание управления главного конструктора (УГК). В восьмидесятые конструкторов "выселили на Камчатку" в противоположный заводоуправлению угол завода. К возводимому одновременно экспериментальному цеху.
Экспериментальный цех. В этом же здании расположен цех мелких серий (ЦМС). Все новые машины собирают именно здесь.
Теперь о том, почему машины, выпускаемые в ЦГК, стали "малыми". МАЗ-525 имел грузоподъёмность "всего" в 25 тонн. Самая крупная из собираемых ныне на этом конвейере машина – БелАЗ-7555E рассчитана на 60. БелАЗ-549, созданный в 1968 году вёз 75. И на ленту попросту не поместился бы. В это время на заводе стоится новый блок производственных цехов БПЦ-2. В комплекс его сооружений входит цех сборки, испытания автомобилей и тягачей (ЦСИАТ), по сути, являющийся конвейером большегрузных машин.
Выставка продукции на День Машиностроителя возле БПЦ-2
"Сороканожка" возле ЦСИАТ
Цех гидромеханических передач (ЦГТ) в комплексе БПЦ-2
Заготовительный цех
Наш бронепоезд :) Промышленный тепловоз ТГМ1 Муромского тепловозостроительного завода имени Ф.Э. Дзержинского тихонько доживает на внутризаводских перевозках.
Кольцо обкатки готовой техники.
Не путать с полигоном для испытания экспериментальных машин.
Уж не знаю, как в дальнейшем будут называть самосвалы, собираемые в ЦСИАТ, но с названием "большегрузные" они вполне могут расстаться. Возле экспериментального цеха осенью начали рыть котлованы под фундамент БПЦ-3 для производства самосвалов грузоподъёмностью 320-450 тонн.
БелАЗ-75601 грузоподъёмностью 360 тонн на День Машиностроителя
Строительство автозавода дало мощный импульс развитию города. Собственно, оно и сделало Жодино городом. Следующим мощным толчком стало возведение БПЦ-2 и развёртывание производства большегрузных самосвалов. Посмотрим, как аукнется БПЦ-3.
В центре – здание главпочтамта, левее школа и жилые дома "Дзержинки" (ул. Дзержинского. Ныне носит имя одного из первых директоров завода – Сырокваша). Справа – здание Дворца Культуры БелАЗ. Вдали за заданием почтамта - труба СмолГРЭС. А из дворов жилых домов выглядывает водонапорная башня, существующая до сих пор. Пока ещё нет ни жилых домов по проспекту Мира (его как раз и прокладывают на фотографии), ни парка, ни городской больницы.
Серые прямоугольные крыши над белыми стенами в месте сближения автотрассы и железной дороги и есть БПЦ-1 БПЦ-2 и экспериментальный цех.