francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

Бронепаровоз образца 1935 года ПР-35

К концу 1920-х годов экономическая ситуация позволила РККА задумываться не только о поддержании имеющегося разномастного состава бронепоездов, но и о его модернизации в соответствии с современными взглядами. В частности - оборудовании бронепоездов системами связи для облегчения управления составом в бою.

Работы по модернизации поручили мастерским военного склада №60 (Брянск) фактически являвшегося технической базой всех бронепоездов РККА. Одновременно там же проводились работы по усовершенствованию бронеплощадок.



Бронепаровоз ПР-35

В 1930 г. в Брянске прошёл доработку бронепаровоз Ов № 3707. В его рубке установили телефонный аппарат для связи командира бронепоезда с бронеплощадками. Телефон дублировался световой сигнализацией (цветные лампочки), с помощью которой на бронеплощадки передавались команды "К бою", "Химическая атака", "Воздушное нападение" и "Отбой", а также рупорной связью. Командиры площадок также получили в своем распоряжении пульты световой и рупорной сигнализации для передачи команд командирам орудий и одному пулеметному расчету.

Весь состав оборудовался электрическим освещением с питанием от паровой машины с генератором, установленной у сиденья машиниста. Машина приводилась в движение паром от котла паровоза, а динамо обеспечивало постоянный ток напряжением 110 вольт.

Позже, в Центральной индустриальной лаборатории (Нижний Новгород), паровоз оборудовали приёмо-передающей радиостанцией (что потребовало введения в экипаж радиста)

Параллельно мастерские военсклада №60 разработали собственный проект бронировки паровоза. В общих чертах она сохраняла конструкцию Сормовского завода, хоть и была несколько упрощена. Бронелисты (10 мм на вертикальных поверхностях, 8 мм на всех остальных и 16 мм на командирской рубке) крепились к металлическому каркасу (уголки, тавр, швеллеры) при помощи болтов. В передней части четырехосного тендера размещалась рубка командира бронепоезда с приборами для передачи команд командирам бронеплощадок. Для наблюдения за полем в бортах рубки имелось пять смотровых щелей и двухстворчатый люк, еще один люк находился в крыше.

Паровозная бригада могла следить за железнодорожным путем через два окна в бортах, в боевой обстановке закрываемых броневыми ставнями, и два лючка со смотровыми щелями в переднем листе. Для посадки экипажа бронепаровоза, состоящего из 10 человек (командир бронепоезда, комиссар, начальник штаба, железнодорожный техник, машинист, помощник машиниста, кочегар, помощник кочегара, старший связист, старший кондуктор) служили две двери в бортах. Для обслуживания ходовой части, котла паровоза и водяного бака тендера в броне имелись люки прямоугольной формы.

В таком виде новая бронеединица получила наименование "бронепаровоз типа военсклада № 60"

По результатам испытаний 3 ноября 1931 писалось:

В основном на бронепоезде проведены следующие работы по модернизации:
1. Оборудованы пункты управления огнем для командира бронепоезда, бронеплощадок и орудий, с установлением следующих приборов:
а) в командирской рубке – стереотрубы и перископического дальномера Цейса с базой 50 см, смонтированных на специальной установке, допускающей использование трубы или дальномера;
б) в наблюдательной башне одной из бронеплощадок установлен дальномер Цейса с данными: увеличение 3х, база 75 см, поле зрения 23 градуса, качание призмы 20–40 градусов с механизмом для отсчета вертикальных углов и лимбом для отсчета горизонтальных углов;
в) в орудийных башнях сделаны угломерные кольца с 600 делениями по окружности (с точностью 0,1).
2. В командирской рубке на паровозе поставлена радиостанция 61БК с дальностью приема и передачи на телефон: 50 км с места, 25 км на ходу.
3. На бронепоезде выполнена телефонная связь (телефонные аппараты стандартного морского типа) по схеме командир бронепоезда – командиры площадок – командиры орудий).
4. Установлено электроосвещение с питанием от турбогенератора на паровозе и резервных аккумуляторных батарей (все электроприборы стандартного морского типа, турбогенератор импортный).
5. Улучшена внутренняя укладка боеприпасов (540 снарядов, 10000 патронов на бронеплощадке). На площадках и паровозе осуществлены мероприятия по улучшению обслуживания орудий и пулеметов, наблюдению с бронеплощадок, благоустройству и отеплению. На паровозе в будке машиниста установлен зеркальный перископ.
6. На одной из бронеплощадок с целью испытания установлена новая пулеметная установка образца 1931 года.
8. Из средств ПВО на установлено открыто на тендере два пулемета Максима на треногах образца 1927 года.


В 1933 г. появился улучшенный проект, предусматривающий изменение конструкции командирской рубки для установки новой радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной, установку на тендере шестигранной бронебашни
ПВО со спаренной установкой пулеметов Максима и изменение толщины брони: 10 мм вертикальные листы, 8 мм наклонные и крыша, 15-мм командирская рубка, 13 мм башня ПВО и будка машиниста.

В таком виде локомотив получил обозначение "бронепаровоз образца 1935 года" ПР-35 и был передан для организации производства на Брянский завод "Красный Профинтерн".

Паровозы под бронирование (типа Ов или Оп) подавались заводами Наркомата путей сообщения – главным образом Воронежским, Мичуринским, Конотопским и Велико-Лукским – после проведения капитального ремонта. Для этого чаще всего использовали паровозы изготовления 1895–1906 годов, которые оборудовались специальными устройствами – специальный модератор, паровое отопление, дополнительная перегородка в баке тендера. При ремонте все паровозы подготавливались к переходу для действий на западно-европейской колее 1435 мм: у паровоза при помощи сдвига бандажей, у тендера сдвигом колесных центров. Кроме того, Воронежский паровозоремонтный завод модернизировал паровозы с Ов на Оп: с пароперегревателем и машиной простого действия.



Бронепаровоз ПР-35 БЕПО №47 12 ОДБП

В 1936-1937 г. г. разрабатывался проект паровоза ПР-37 с усиленной (до 20мм) бронировкой и установкой прожектора. Но в результате ограничились установкой прожектора на ПР-35

К началу Великой Отечественной войны в бронепоездных частях РККА имелось 34 бронепаровоза ПР-35 (ещё три находились в ремонте по замене паровозов). Так же было 16 паровозов бронировки 1930-1934 г.г. (то есть типа военсклада №60" требующие перебронировки и замены электрооборудования.


Таким образом, БЕПО 12-го ОДБП получили бронепаровозы, аналогичные используемым большинством бронепоездов РККА. Но, скорее всего, не в самом лучшем состоянии.

Такие же бронепаровозы по штату должны были иметь БЕПО 58 полка и учебный БЕПО-МБВ 76 полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.


Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Tags: 2_Мировая, Бронепоезд, Великая Отечественная, Война, Железная_дорога, Жодино
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment