francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

12 отдельный дивизион бронепоездов

12 ОДБП появился в результате расформирования в 1939 г. отдельного полка бронепоездов (единственного в РККА). Директивой Генерального Штаба № 4/3/46480 от 21 марта 1939 года Военному Совету Орловского военного округа (ОрВО) предписывалось сформировать на его базе 3-й и 4-й отдельные дивизионы бронепоездов (ОДБП), а так же выделить кадр и матчасть для двух "дивизионов скрытого формирования". Их развёртывание предполагалось во время мобилизационных мероприятий в случае начала военных действий.



БЕПО №47. Видны две бронеплощадки типа военсклада №60 и бронепаровоз ПР-35

До этого момента кадр (по 29 человек) и матчасть содержались при 4 ОДБП, базировавшемся в Брянске, где находился военный склад №60 (до 1930 г. – база бронепоездов РККА)


Развёртывание 12 ОДБП осуществлялось с 23 по 27 июня. Командование дивизионом 29 принял майор Дерюгин Сергей Васильевич. Из 4 ОДБП (одновременно проходящего переформирование в запасной полк бронепоездов) 12 дивизион получил 24 человека. 478 прибыли из запаса, главным образом это были рабочие завода "Красный Профинтерн" (производившего бронеплатформы и бронепаровозы), брянского железнодорожного узла и колхозники Орловской области. (Одновременно аналогичным образом в Брянске формировался 6 ОДБП.)

В состав 12-го дивизиона вошли бронепоезда №47, №48, №49. Лёгкие бронепоезда №№47 и 48 получили бронеплощадки типа военсклада №60 (Брянск), тяжёлый БЕПО №47 - бронеплощадки ПТ-33 завода "Красный Профинтерн" (Бежица). Стоит отметить, что бронеплощадки типа военсклада №60 к этому моменту считались "устаревшими по оборудованию и небезопасными по эксплуатации по ходовым частям".

БЕПО тип командир
47 легкий младший лейтенант Белов П.И.
48 легкий старший лейтенант Мещерский Михаил Николаевич
49 тяжёлый лейтенант Крохин Анатолий Николаевич


По штату военного времени №016/731, дивизиону так же полагались: 3 бронедрезины, 20 бронемашин на железнодорожном ходу (8 БА-20жд и 12 БА-10жд), 15 железнодорожных торпед, и база (железнодорожные вагоны для личного состава, штаба, мастерских боеприпасов, запасов продовольствия, вагон-кухня и т.п.), но об их наличии сведениями не располагаю.



Состав БЕПО №47 в бою 1.7.41 г.



Уже 29 июня дивизион прибыл в Смоленск, где БЕПО №49 остался для охраны станции "от диверсантов и парашютных групп противника", а БЕПО № 47 и 48 перешли в Оршу. На следующий день 49-й отправился на Могилёв, а лёгкие бронепоезда достигли Борисова. Где получили задачу "содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино–Смолевичи".

В результате последовавшего 1.7.41 г. ряда боёвых стлкновений БЕПО №48 получил повреждения и выведен в Брянск на ремонт, БЕПО №47 разбит и оставлен экипажем в районе современной станции Пролетарская Победа (в 1941 г не существовавшей).

На базу дивизиона не вернулось 63 человека из команды БЕПО №47, из них 9 было убито, остальные пропали без вести. Первоначально захоронены возле железнодорожного полотна. В 1956 г. останки перенесены в братскую могилу на кладбище д. Пересады.

Дальнейшую судьбу 12 ОДБП привожу согласно книге М. Коломийца "Бронепоезда Великой Отечественной: «Сухопутные броненосцы» Красной Армии":

2 августа бронепоезда № 48 и 49 вышли из ремонта и получили задачу действовать на участках Жуковка–Липовская и Брянск–Жуковка. Утром 4 августа бронепоезд № 48 подвергся бомбежке и, получив повреждения, убыл на ремонт в Брянск.

В 18.00 4 августа БЕПО №49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская – Рославль для помощи отрезанному БЕПО №40 4 ОДБП дивизиона. Прибыв на место и открыв огонь, БЕПО №49 вскоре вышел из боя из-за поломки обеих орудий.

Вскоре появились немецкие самолеты, и взяв команду и часть имущества бронепоезда №40, БЕПО №49 стал отходить. Однако на перегоне Липовская – Пригорье самолеты противника разрушили путь, БЕПО №49 остановился и в это время бомбы разбили рельсы за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, несколько разорвалось рядом с бронепоездом.

Работы по подъему и эвакуации БЕПО №49 успехом не увенчались и 5 августа он был оставлен на участке Липовская – Пригорье. 10 августа в состав 12-го дивизиона вместе с бронепоездом №48 включили новосформированный БЕПО №46. БЕПО № 48 с 13 по 16 августа вел бои в районе Белынковичи совместно с 45-м стрелковым корпусом.

Прикрывая отход наших частей 17 августа бронепоезд оказался отрезанным, и в 20.00 оставлен командой, подожжен и пущен на взорванный мост через реку Ипуть у станции Сураж. После этого личный состав дивизиона вывели на переформирование. (БЕПО №46 выведен из состава дивизиона и передан в другую часть)






P.S. В октябре 1941 г. из личного состава 12ОДБП сформировали 21-й отдельный дивизион бронепоездов (штат № 016/104). Матчасть нового дивизиона составили БЕПО №1 (начал строиться на заводе имени Сталина в городе Сталино, закончен в депо Люблино) и БЕПО №2 (бывший легкий БЕПО №15 1-го дивизиона). Участвовал в боях в составе Западного, 1-го Белорусского, 1-го Украинского фронтов (в том числе, против частей УПА). Расформирован на основании директивы командования бронетанковых и механизированных войск Красной Армии № 846266сс от 10 июля 1945 г.


Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Tags: 2_Мировая, Борисов, Бронепоезд, Великая Отечественная, Война, Железная_дорога, Жодино
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments