БЕПО №47. Видны две бронеплощадки типа военсклада №60 и бронепаровоз ПР-35
До этого момента кадр (по 29 человек) и матчасть содержались при 4 ОДБП, базировавшемся в Брянске, где находился военный склад №60 (до 1930 г. – база бронепоездов РККА)
В состав 12-го дивизиона вошли бронепоезда №47, №48, №49. Лёгкие бронепоезда №№47 и 48 получили бронеплощадки типа военсклада №60 (Брянск), тяжёлый БЕПО №47 - бронеплощадки ПТ-33 завода "Красный Профинтерн" (Бежица). Стоит отметить, что бронеплощадки типа военсклада №60 к этому моменту считались "устаревшими по оборудованию и небезопасными по эксплуатации по ходовым частям".
БЕПО | тип | командир | |
№47 | легкий | младший лейтенант | Белов П.И. |
№48 | легкий | старший лейтенант | Мещерский Михаил Николаевич |
№49 | тяжёлый | лейтенант | Крохин Анатолий Николаевич |
В результате последовавшего 1.7.41 г. ряда боёвых стлкновений БЕПО №48 получил повреждения и выведен в Брянск на ремонт, БЕПО №47 разбит и оставлен экипажем в районе современной станции Пролетарская Победа (в 1941 г не существовавшей).
На базу дивизиона не вернулось 63 человека из команды БЕПО №47, из них 9 было убито, остальные пропали без вести. Первоначально захоронены возле железнодорожного полотна. В 1956 г. останки перенесены в братскую могилу на кладбище д. Пересады.
Дальнейшую судьбу 12 ОДБП привожу согласно книге М. Коломийца "Бронепоезда Великой Отечественной: «Сухопутные броненосцы» Красной Армии":
2 августа бронепоезда № 48 и 49 вышли из ремонта и получили задачу действовать на участках Жуковка–Липовская и Брянск–Жуковка. Утром 4 августа бронепоезд № 48 подвергся бомбежке и, получив повреждения, убыл на ремонт в Брянск.
В 18.00 4 августа БЕПО №49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская – Рославль для помощи отрезанному БЕПО №40 4 ОДБП дивизиона. Прибыв на место и открыв огонь, БЕПО №49 вскоре вышел из боя из-за поломки обеих орудий.
Вскоре появились немецкие самолеты, и взяв команду и часть имущества бронепоезда №40, БЕПО №49 стал отходить. Однако на перегоне Липовская – Пригорье самолеты противника разрушили путь, БЕПО №49 остановился и в это время бомбы разбили рельсы за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, несколько разорвалось рядом с бронепоездом.
Работы по подъему и эвакуации БЕПО №49 успехом не увенчались и 5 августа он был оставлен на участке Липовская – Пригорье. 10 августа в состав 12-го дивизиона вместе с бронепоездом №48 включили новосформированный БЕПО №46. БЕПО № 48 с 13 по 16 августа вел бои в районе Белынковичи совместно с 45-м стрелковым корпусом.
Прикрывая отход наших частей 17 августа бронепоезд оказался отрезанным, и в 20.00 оставлен командой, подожжен и пущен на взорванный мост через реку Ипуть у станции Сураж. После этого личный состав дивизиона вывели на переформирование. (БЕПО №46 выведен из состава дивизиона и передан в другую часть)

Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)