francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Categories:

История французского воздухоплавания. Парашюты.

С большим удовольствием извлёк из почтового ящика набор открыток, посвящённых воздухоплаванию во Франции в конце XVIII – первой половине XIX века. Рисунки снабжены краткими подписями, которые хотелось бы несколько дополнить.

Но, для начала, речь пойдёт не о воздушных шарах, а о приспособлениях для спасения в случае их неисправности – парашютах. Впрочем, первый парашют к воздухоплаванию отношения не имел и предназначался для быстрого покидания высоких домов при пожаре. Надо оговориться, что сама идея замедления падения с помощью опоры на воздух появилась задолго до описываемых событий. Но само слово «парашют» (para – против (греч.) + chute – падение (фр.)) придумал французский физик Луи Себастьян Ленорман (1757-1837 г.г.) для обозначения своей конструкции.


25 декабря 1783 года он прыгнул с крыши одноэтажного дома и остался доволен результатом. И повторил опыт при большом стечении народа, совершив прыжок с башни лаборатории Монпелье (26 м.). Это событие и запечатлено на карточке. К счастью для изобретателя, его парашют выглядел совсем не так, как изобразил его художник. Это был жёсткий тканевый конус, оклеенный изнутри бумагой. «Парашютист» вовсе не хватался судорожно руками за рукоятку «зонтика», а сидел в плетёном ивовом кресле, прикреплённом к конусу стропами.


Так что Ленормана можно считать и изобретателем прообраза катапультируемого кресла. А, заодно, и основателем бейсджампинга.

Дальше могла бы быть картинка с парашютом Монгольфье, но выше чем с крыши сарая они прыгать не рискнули и с с воздушного шара «десантировали» овцу. Впрочем, и сам свой знаменитый тепловой аэростат они впервые подняли в воздух с «экипажем» из овцы, курицы и утки.

Первый же полноценный «человеческий» прыжок из корзины воздушного шара совершил 22 октября 1797 года Андре-Жак Гарнерен (1769 – 1823 г.г.). Хотя, никакой корзины он не покидал – парашют опускал воздухоплавателя на землю вместе с корзиной. В принципе, это прямое развитие идеи с креслом. И идеи спасательной капсулы.Однако, по сравнению с парашютом Ленормана, Гарнерен сделал заметный шаг вперёд. Его парашют складывался. И раскрывался, только после отделения от аэростата.


Надо сказать, что прыжок 22 октября 1797 года, запечатлённый на карточке, не был для Андре-Жака первым в жизни. Он уже пытался воспользоваться собранным из подручных средств парашютом при побеге из плена. Тогда он переломал себе ноги. Но неудачный опыт Гарнерена не остановил, результатом чего и стал прыжок в парке Монсо с высоты в 1000 метров.


Гарнерен тут же начал делать бизнес на своём изобретении. О массовом производстве и продаже парашютов речь, конечно, не шла. Андре-Жак зарабатывал те же, чем и большинство аэронавтов и авиаторов ещё более века спустя - показательными полётами. Только остальные летали вверх, а он – вниз. В 1802 году в Лондоне он совершил прыжок с высоты 2440 м. В 1803 гастролировал в Санкт-Петербурге. Прыгал сам, прыгал с женой и даже с дочерью. Прыжки его и погубили – в 1823 году во время одного из них Андре-Жак Гарнерен разбился.

А вот так выглядит амуниция современного воздухоплавателя. Парашют «Марс» (Чехия). 5 кг. Минимальная высота прыжка – 70 м.



Другие статьи из истории воздухоплавания:

Паршюты.
Катастрофы
Наука на высоте
В бой
Мыльные пузыри Наполеона
Через преграды
Бомбардировщики XIX века
Практическое воздухоплавание в домашних условиях
100 рокiв першого польоту дирижабля Киiв
Падение шведского "Орла"
Балласт



Tags: Авария, Воздухоплавание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments