
Упомянутой в первой части особенностью участка "Барановичи" было наличие многочисленных немецких фортификационных сооружений вдоль реки Щара. Их строительство стало следствием стабилизации фронта в 1915 году и скатывания к затяжной позиционной войне. По обе стороны фронта начали активно строить древо-земляные полевые укрепления. А в следующем 1916 году немцы и австрийцы стали возводить более капитальные сооружения из бетона (а так же комбинированные, с применением дерева, камня, гофрированного железа).

линии немецких укреплений показаны на карте фиолетовым цветом
сиреневым обозначено польское строительства начала тридцатых годов
белым - второй половины
зелёным – плотины.
Летом 1916 года российское командование предприняло попытку развить успех "Брусиловского прорыва" наступлением под Барановичами. Однако, как и в большинстве операций Первой Мировой войны, оборона оказалась сильнее нападения. Гренадёрские дивизии и 280-мм орудия не смогли прорвать позиции ландверного (то есть укомплектованного далеко не отборным составом) корпуса. Наступление захлебнулось, а немцы возобновили строительство с ещё большим энтузиазмом.

Участок обороны 51 ландверного полка к северо-востоку от Баранович (у Столович), на котором 13 июня 1916 года пытались осуществить прорыв русские войска. (Помимо линий укреплений и позиций артиллерии показаны только ДОТ и НП, восстановленные поляками в тридцатые годы. Белым указаны новые ДОТы построенные поляками во второй половине тридцатых, заркашенные наполовину - в первой). Аналогичным образом они поступили севернее, у Скоробово, где оборона XII австрийского корпуса показала себя не столь крепкой.
Двухлетнее сидение на месте с периодическими вспышками активности наложило отпечаток на характер строительства. Даже недалеко отстоящие сооружения часто имели различную конструкцию, что позволяет предположить некоторую импровизацию и "местную инициативу" в возведении. Да и преобладающим типом сооружения являлись не огневые точки, а укрытия. Вполне логично – в окопной войне гораздо больше шансов погибнуть от артобстрела, чем быть застреленным. Укрытия постепенно превращались в комфортное (по фронтовым меркам, конечно) жильё – с электричеством и водоснабжением, армированными стёклами в окнах и импровизированной противохимической защитой в виде матрасов. С печками, мебелью, а кое-где даже с обоями. Часто укрытие совмещалось с наблюдательным пунктом, а то и с огневой точкой.

Фотографии сделаны камрадом SVD два с половиной года назад. Сам я "наводил" экспедицию сидя дома на диване, так что теперь могу путаться в сопоставлении изображений с объектами. Этот, если не ошибаюсь, в поле возле Дубровно

Огневые точки, предназначались для размещения одного пулемёта. При этом амбразур, чаще всего, было три, а пулемёт мог перемещаться между ними. Хотя встречались и другие варианты. Артиллерийские сооружения немногочисленны (около десятка) и представлены укрытиями на пару полевых орудий в тылу позиций.

А этот – в частном дворе в Торчицах. Образец польской постройки начала тридцатых.

Некоторые объекты достались полякам в таком виде. Другие приведены к нему позднее. (Это так же Торчицы)
Таким образом, полякам в 1921 году остались "в наследство" две линии долговременных укреплений – в районе Сморгони-Мяделя и у Баранович. И если первую полностью забросили в силу причин, описанных в первой части, то сооружения по рубежу реки Щара стали основой укреплённого района "Барановичи". Таким образом, перед польскими фортификаторами не стоял вопрос выбора рубежа – он уже имелся. Как существовало значительное число (порядка тысячи) сооружений, хотя состояние их далеко не всегда удовлетворяло желаниям, как по состоянию, так и по характеристикам.

Участок обороны 22, 7 и 6 ландверных полков к востоку от Баранович (у Одаховщины) на котором была осуществлена попытка прорыва 4 июля 1916 года. В данном случае поляки предпочли вынести линию укреплений восточнее к Дарево, для обеспечения контроля над переправой через Щару и господствующими высотами.
Так же немцы оставили после себя развитую сеть железных дорог узкой колеи. Которую поляки не преминули расширить. Так что подвоз материалов для строительства и будущее снабжение укрепрайона не должны было вызывать проблем. К слову – сравните густую сеть железных дорог "за спиной" укрепрайона "Барановичи" с путями подвоза на МиУР. Если центр и южный фланг последнего достаточно близки к дорогам "широкой" колеи (плюс построенная одновременно ужд Заславль – Горани), то северный фланг имел лишь ужд из Жодино в Корень. И та существовала лишь во время строительства первой очереди (1932-1935 г.г.) после чего была разобрана распоряжением Уборевича.

Большая часть гофра давно сорвана и разошлась по подворьям. В сооружениях о нём напоминает лишь характерные рёбра застывшего бетона. Но кое-где можно найти остатки былой роскоши.
Другие статьи по теме Польская фортификация в Беларуси:
Часть 1. Стратегическая (ТВД, польский план обороны).
Часть 2. Наследство (Немецкая фортификация)
Часть 3. Симметрия? (Сравнение польского и советского фортификационного строительства)
Часть 4. Полоса препятствий. (Что включал участок "Барановичи" помимо линии ДОТ по Верхней Щаре)
Часть 5. Плотины