(Из Манифеста Советского правительства Советов рабочих, безземельных и стрелковых депутатов Латвии от 17 декабря 1918 г.)
Наибольшей степени фарса германо-российская борьба за выражение правильной "воли народов" достигла в декабре 1918 г. в Латвии. Условия капитуляции требовали отвода всех воинских частей в Германию и запрещали участие в боевых действиях. Но немцам очень хотелось уйти так, чтобы остаться. А национальное правительство Латвии не имело никаких средств для защиты новоприобретённого суверенитета перед лицом наступления "красных". Ну, нет в стране армии. Притом, что она есть.
А что, если просто переименовать германскую армию в латышскую? Или разрешить немецким солдатам добровольно перейти в ландсвер, под обещание гражданства и земли. Заодно и ненужное капитулировавшей армии оружие передать на формирование новых частей.
Заодно аналогичны образом можно использовать другой мало пропитанный духом латышского патриотизма, но имеющий боевой опыт и не любящий большевиков ресурс – офицеров Русской императорской армии.
В итоге на защиту независимости Латвии встали вчерашние оккупанты и те, от ига кого они латышей "освободили".


Или открыть карту в новом окне
Впрочем, Вацетис имеет чёткие указания Ленина о необходимости всесторонней поддержки национальных правительств, создаваемых на освобождённых от германской оккупации территориях, "… что отнимает возможность у шовинистов Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии рассматривать движение наших частей как оккупацию". Естественно, речь о советских национальных правительствах.
4 декабря 1918 года объявлено о формировании Временного правительства Рабочих, Безземельных и Стрелков Латвии, председателем которого стал Пётр Стучка.
17 декабря 1918 г. в только что занятом латышскими стрелками Валке принят Манифест об установлении советской власти на всей территории страны.
Реально о "всей территории страны" говорить было пока ещё преждевременно, но дело продвигалось успешно. Торжественное провозглашение Латвийской Социалистической Советской Республики произойдёт 13 января следующего года в Риге (которая названа местом "постоянного пребывания" Совета ещё в Манифесте от 17 декабря, то есть за две с половиной недели до освобождения города)
И ещё следует иметь в виду, что территория для всех трёх прибалтийских республик на описываемый момент нигде не оговорена.
Сводный пост темы: Административно-территориальное деление белорусских земель (оглавление)