? ?

Previous Entry | Next Entry

Сто лет

Случаются в жизни моменты, когда она реально могла бы прерваться. Не абстрактно, а вполне конкретным образом, в данном месте и в данное время. Избежавшие опасности часто считают это вторым днём рождения. Дед был уникален тем, что оба "рождения" у него приходились на одну и ту же дату – 23 февраля.


Именно в этот день зимой 1942 года блиндаж, где они отмечали день рождения РККА, накрыло прямым попаданием. Все, кто находился внутри - погибли. А дед был снаружи. Тащил выпивку из другого блиндажа.

Потом были особисты. Подозрительно выглядело, что кто-то вышел из укрытия незадолго до попадания. Уж не знал ли он? А может сам навёл? Тем боле, что и по ту сторону фронта успел побывать – "окруженец"… Будь это книга, дальше шёл бы рассказ про лагеря или штрафбаты. В реальности же всё обошлось, и дед дошёл до Кенигсберга. Где был демобилизован, как квалифицированный специалист-теплотехник для демонтажа и вывоза в СССР оборудования электростанций.

На войне дед оказался в 1939-м. Работая с котлами высокого давления, попал в "смежную специальность" – в артиллерию.


После окончания зимней войны вернулся в Богушевск к гражданской работе. За неделю до новой войны был призван на сборы под Барановичи. Попал в "новогрудский котёл". Откуда благополучно просочился на восток (привет торопыге-Гудериану) и перешёл линию фронта в октябре в районе Ельни. Отношение к "окруженцам" на тот момент было настороженное, но ещё вполне нормальное. И, после проверки, дед снова встал в строй. "Пребывание на территории, занятой врагом" ему припомнили после описанных выше событий февраля 1942-го. Но, как видно из результата, достаточным основанием не сочли.
Эти события не помешали деду закончить войну с капитанскими погонами. Единственным последствием стало то, что ни одно из представлений "окруженца" к наградам хода не получило.

Можно сказать, что деду везло. Но, везение это отдавало горечью - он прошёл две войны без единой царапины, а семья погибла. Он прожил долгую жизнь, занимаясь теми самыми турбинами, которые в 1945-м вывозил из Германии. Он создал новую семью, которая завтра соберётся, чтобы отпраздновать столетие со дня его рождения. И семидесятилетие второго.



Карчевский Василий Иванович
23 февраля 1912 – 15 сентября 1993

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
nord_ursus
Feb. 22nd, 2012 07:19 pm (UTC)
Спасибо, интересно!
Мой дед 1918 года рождения, в 1939 только был призван на срочную службу в Приморский край.
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:05 pm (UTC)
Резкое увеличение численности РККА, пришлось непривычные возраста призывать.
nord_ursus
Feb. 23rd, 2012 07:08 pm (UTC)
Если сто лет, значит, вашему деду в 1939 уже 27 было? Момему тогда же был 21 год.
francis_maks
Feb. 24th, 2012 03:05 am (UTC)
Да, 27. Жена и двое детей (правда, на счёт дочери не уверен, родилась она до или уже после мобилизации деда).
Увы, не знаю проходил ли он до этого какое-либо военное обучение, но судя по фотографии, призвали его сразу старшиной батареи. Что в семейных "преданиях" отразилось, как призыв "офицером".

Edited at 2012-02-24 03:12 am (UTC)
schelkunov
Feb. 22nd, 2012 08:26 pm (UTC)
Интересно!

"Тащил выпивку из другого блиндажа."
Кого-то алкоголь убивает, а кого-то спасает)
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:06 pm (UTC)
Да уж, никогда не знаешь на чём выиграешь, а где проиграешь.
fly_al
Feb. 22nd, 2012 08:38 pm (UTC)
Серьёзный человек.
А один из моих дедов провоевал всю войну, потом работал на ЖД. На ней и погиб в 65-м - товарища вытолкнул из под внезапно скатившегося с прицепной (вроде так) горки вагона, а сам не успел. Почему то не упредили их там.
А второй дед 8 лет прожил после Победы, а потом ранения дали себя знать - заделал моего папку и ушёл на ту сторону.
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:07 pm (UTC)
Таки достала гадина, хоть и через 8 лет :(
panzer_papa
Feb. 22nd, 2012 10:17 pm (UTC)
О моем деде, которому тоже повезло:
http://panzer-papa.livejournal.com/38945.html

Призван в 1939-м, сразу после рождения сына (моего отца).
Польша-39
Финляндия-40
Белоруссия-41, начинал у самой границы, но не пограничник, они строили полевые укрепления (где конкретно - не знаю), начали 22-го, ночью обнаружили, что никакой связи ни с каким командованием нет. Командир оказался молодцом - вместо "просачиваться мелкими группами по 2-3 человека" приказал организованно отходить. Первый раз устойчивую оборону увидели уже под Брянском.
Был серьезно ранен, из-за эвакуации в госпиталь избежал котла - повезло.

Харьков-42, ранение, плен, побег, догнал своих на Дону (а женщины из села видели его среди пленных, бабушка пошла выкупать его у немцев, как все местные делали, но не успела до дедова побега). Их часть от Дона отходила к Кавказу, а не к Сталинграду - повезло.

Госпиталь, тяжелое ранение (перебиты кости ноги), эвакуирован через Баку и Красноводск в Сибирь. В числе выздоравливающих командирован на помощь местному колхозу (дед - до войны занимал должность главного инженера МТС с 4мя классами образования), врач сказал что после командировки будет готовить на комиссовку. В колхозе за работу премировали живой овцой, дед строил планы шерстью платить налог государству. По возвращении из командировки особист объявил всех командированных незаконно оставившими расположение части, т.е. дезертирами. Естественно, никакой комиссовки, но вместо штрафной роты - направлен в строевую часть с предписанием использовать на опасном участке. На грузовике возил боеприпасы на передовую, сцепление выжимал палкой. Накрыло немецким попаданием, как вылетел из кабины не помнит, но вылетел без куска лопатки, "искупил", выходит. Это было на левом берегу Днепра, перед форсированием - повезло.

Потом были еще бои и ранения. Дед ненавидел узбеков, потому что одно из ранений получил, разгоняя прикладом винтовки сгрудившееся кучей посреди дороги во время авианалета узбекское пополнение.

Закончил в Вене в 1945-м, был сразу демобилизован, но вместо дома где-то с год подженивался в России, вроде ребенок там остался, потом только вернулся домой. Снова на МТС работал.

Жду, когда появится информация о нем на "Подвиге народа" - о его младшем брате, получившим Отечественную войну 2-й степени уже написали, а документы не сохранились в семье. Помню у деда Отечественую войну, Красную звезду, медали (но был тогда совсем мелкий, а дед награды доставать крайне не любил).
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:11 pm (UTC)
Я когда-то обнаружил для себя, что когда изучаешь историю не по абстрактным массам, а на примере близкого человека, то чувствуется всё гораздо сильнее. Когда вот так понимаешь, что не выйди дед из блиндажа, а и тебя самого не было бы.
panzer_papa
Feb. 23rd, 2012 07:22 pm (UTC)
У меня отец в 3 года (в 1942-м) получил пулю в шею с пролетавшего над деревней самолета, неизвестно чьего.
francis_maks
Feb. 24th, 2012 03:06 am (UTC)
Писал сейчас ответ на другой комментарий и обратил внимание на параллель - у деде тоже родился ребёнок в 1939-м.
panzer_papa
Feb. 24th, 2012 08:00 am (UTC)
Ну так а что же - жили люди, жизнь налаживалась, дед вот третьим в селе дом железом покрыл - после председателя колхоза и парторга.
От того дома в 1943-м один угол остался, там, под крышей из брезента, бабушка и жила с двумя детьми - да дед после очередного госпиталя исхитрился попасть домой, отрыл им землянку.
annamis
Feb. 22nd, 2012 11:49 pm (UTC)
какой хороший был дедушка!
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:11 pm (UTC)
Хороший, очень хороший.
gapusik
Feb. 23rd, 2012 06:38 am (UTC)
потресающая семейная история!
francis_maks
Feb. 23rd, 2012 07:12 pm (UTC)
у нас их много. Будут ещё
ni_kolenka
Feb. 25th, 2012 04:13 pm (UTC)
Cпасибо за историю о деде. Уважаю людей, хранящих семейную память. С прошедшим Вас праздником. Не было возможности заходить сюда несколько дней.
firna
Mar. 15th, 2012 12:20 pm (UTC)
Как хорошо знать историю своей семьи!
У нас, к сожалению, мало рассказов от дедушек-бабушек сохранилось. Так что очень про предков мало знаем.
francis_maks
Mar. 15th, 2012 02:31 pm (UTC)
Относительно вовремя жена спохватилась. Хотя и у нас много уже утеряно
mushka_n
Apr. 2nd, 2012 02:02 pm (UTC)
Здравствуйте!
Я работаю над большой статьёй, рассказывающей об ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа", приуроченную ко Дню Победы. Мне нужны истории - в идеале интервью с родственниками или непосредственными участниками - о жизни тех, кого удалось найти с помощью этих ресурсов. Буду благодарна за любую информацию.
francis_maks
Apr. 3rd, 2012 03:34 am (UTC)
Моим дедам и бабушкам повезло - попадания на "Мемореал" им удалось избежать. Увы, но сейчас у них интервью взять уже невозможно - последний из дедов умер в прошлом году. Впрочем, кое-что мы с женой записать успели.

С "Подвигом Народа" тоже не у всех сложилось, в силу разных причин. Наградные листы удалось обнаружить только второму деду - Николаю Корнеевичу

Есть так же ряд родственников, документы по которым удалось обнаружить на том или ином ОБД, но сказать о том, что их "удалось найти" с помощью этих ресурсов не могу. Вёлся поиск документов по заранее известным людям. Так что удалось только уточнить некоторые факты биографии. Поиск неизвестных родственников на ОБД сильно затруднён в силу того, что в документах закрыта информация о месте жительства. Идентификацию приходиться производить по уже известным фактам.
mushka_n
Apr. 3rd, 2012 03:15 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно. А можно эти записи почитать? - особенно интересует что был за человек, кем был до войны, может быть, о чем мечтал, может быть, история любви. И о бабушках тоже интересно. У Вас, получается, все принимали участие в боевых действиях или бабушки были труженницами тыла? И разрешите ли Вы использовать эти материалы в статье?
francis_maks
Apr. 3rd, 2012 07:09 pm (UTC)
Да, все четверо воевали.

Я как раз готовлю пост по бабушке, Анне Максимовне. На основе автобиографии с комментариями. И по Николаю Корнеевичу чуть позже будет.

Почему бы и нет?
viola26
Apr. 3rd, 2012 07:59 pm (UTC)
для кого и на какие сроки статья?
у меня есть ОБД родственники, попозже могу систематизировать информацию
сразу скажу - там не всё точно в силу не точности исходных документов
( 25 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Teresa Jones