Четвёртым халифом после смерти Мухаммеда был Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат пророка, женатый на его дочери Фатиме. После пяти лет правления он был убит, что стало причиной раскола ислама на два течения: шиитов (шиат Али – сторонники Али), признающих истинными халифами лишь потомков Али, и суннитов (сунна – сборник священных преданий о деяниях и поучениях Мухеммеда), сторонников выборности халифов.
Спустя 4 года очередная коллизия с престолонаследием породила новый раскол. В 1094 году умер халиф аль Мустансир и визирь аль Афдал сделал новым халифов на законного наследника Низара, а его младшего брата - аль-Мустали. Многие исмаилиты не приняли этого. А члены общины в Иране провозгласили себя низаритами и порвали связи с покровительствовавшими им ранее фатимидскими халифами.
Ас-Саббах фактически превратил общину в независимое государство и, одновременно – в тоталитарную религиозную секту с беспрекословным подчинением, строжайшей дисциплиной и аскетизмом. К тактике террористов-смертников он пришёл ещё в 1092 г., устранив визиря сельджукидского государства Низама аль-Мулька, приказавшего казнить одного из проповедников Ас-Саббаха (за преднамеренное убийство муэдзина, кстати). Случайный опыт оказался удачным и был поставлен на поток. Крошечное Аламутское государство обзавелось разведывательно-диверсионной сетью, способной точечными ударами парализовать действия куда более могущественных стран.
Однако, терроризм никогда не был для Ас-Саббаха самоцелью - лишь средством, для достижения цели. Куда важней была проповедь и распространение учения низаритов. И Ридван Алеппский, какие бы виды он не имел на диверсионные подразделения нового союзника, приглашал в город именно религиозную общину шиитского толка. И те "ассасины", которые поселились в Алеппо, были вовсе не убийцами, а обычными членами общины. Путь и еретиками в глазах окружающих суннитов.
Кстати, само название "ассасин", под которым низариты известны в Европе, является искажённым словом "хашишийа"- гашиш. Впервые употребляется по отношению к низаритам в 1122 году (в европейские языки попало после 1160). Так что Ридван Алеппский не знал, что зовёт к себе "ассасинов".
Ридван открыл перед низаритами не только двери Алеппо. Пользуясь покровительством, они построили Ансарийских и Ливанских горах целую сеть небольших крепостей. Этакое государство в государстве. Во многом это напоминает ещё не существующие на тот момент рыцарские ордена. Правда, сражаться этот "орден" предпочитал на "невидимом фронте". Вероятно, первой их акцией в новом регионе стала ликвидация в 1103 г. эмира Хомса Джаны ад Даула, на которого Ридван имел давний зуб ещё со времён осады Антиохии. В 1106 г.
А вот убийство эмира Апомеи Калафа ибн Мулаиба в 1106 г. сыграло на руку христианину Танкреду, который под предлогом защиты интересов сына покойного, осадил и занял город. К этому времени союз Танкреда с Ридваном ещё не состоялся, как раз наоборот – Танкред незадолго до этого гнал "покровителя ассасинов" до самого Алеппо.
Неспособность Ридвана отстоять свои земли от франков, его периодические союзы с ними и заигрывания с шиитами в конце концов спровоцировали в 1111 году отправку в Багдад, к халифу аль Мустазхиру делегации горожан Алеппо с требованием организовать священную войну с неверными. К ним присоединились местные активисты. Толпа вломилась в мечеть султана Малик Шаха и помешала свершить общую молитву. Халиф аль Мустазхир пообещал собрать армию, но ничего не предпринял. Спустя неделю толпа вломилась во дворец халифа и сорвала молитву уже во дворцовой мечети, заодно сорвав торжества по поводу возвращения из путешествия супруги халифа, дочери султана Мухаммеда. Рассержанный халиф приказал разыскать и наказать зачинщиков, но султан простил их и приказал начать приготовления к войне.
Султан приказал атабеку Мосула Маудуду организовать поход против христиан. Армия Маудуда в июле 1111 г. осадила крепость Турбессель. И тут ему пришла просьба от Ридвана оказать ему помощь против Танкреда. Маудуд весьма обрадовался такому повороту, рассчитывая под шумок овладеть Алеппо. Но, когда его армия подошла к Алеппо, Ридван закрыл перед ней ворота и взял в заложники видных горожан, чтобы избежать мятежа. Он не без основания полагал, что впустить армию Маудуда в город будет гораздо легче, чем заставить уйти. Маудуд опустошил окрестности Алеппо и пошел на юг к Шайзару, который осаждал Танкред. Но христиане подтянули силы, а союзники Мадуда, наоборот, разбрелись решать свои локальные задачи – пришлось вернуться в Мосул несолоно хлебавши. В этой компании Ридван, хоть и на вступал в союз с франками, но фактически сыграл на их стороне – усиления власти султана он опасался больше, чем набегов неверных.
26 сентября 1113 года Мадуд был заколот кинжалом на выходе из мечети в Дамаске.
А 10 декабря умер Ридван Алеппский. Его наследником стал старший сын Альп Арслан, слабохарактерный 16 летний юнец, за которого правил его любимый евнух Бадр ад Дин Лулу. Посланец султана вынудил Альп Арслана и Лулу арестовать и казнить руководителя низаритов Абу Тахира. Это спровоцировало разгром общины – жители Аллепо растерзали всех, кого смогли поймать. Немногим удалось сбежать в Ливанские горы или к христианам.
Годом спустя Лулу приказал убить спящего Альп Арслана и посадил на его место шнстилетнего брата Султаншаха. Сам он был убит в июле 1117 г. турками из собственного гарнизона. Резать друг-друга кинжалами на Востоке умели и без всяких ассасинов.