francis_maks (francis_maks) wrote,
francis_maks
francis_maks

Category:

Цитадель Алеппо. Часть 6. О том, как первый воин джихада Занги создал коалицию Дамаска и Иерусалима.



К концу 1110-х установилось равновесие сил. Государства крестоносцев стали неотъемлемой составной частью региона. Христиане были лучше вооружены и организованы, но значительно уступали мусульманам в численности. Правоверные правители постоянно ссорились между собой и усиления власти султана боялись едва ли не больше, чем экспансии крестоносцев. К этому времени умирают все основные действующие лица времён Первого Крестового похода. Ещё в 1105 г. прервалась несчастливая жизнь султана Баркиярука. В 1111 г. тихо скончался в Апулии Боэмунд, князь Антиохский. Правивший в его отсутствие племянник Танкред пережил его на год. Он не дожил до 36 лет, и оставил после себя пятнадцатилетнюю вдову. В 1113 г. отправился к гуриям правитель Алеппо Ридван. 2 апреля 1118 г. умер от лихорадки Боэмунд I, король Иерусалима, через три дня после него султан Мухаммед I, а спустя ещё декаду – Император Алексей I Комнин.

На сцену выходили новые герои, самым ярким из которых стал Имад ад-Дин Занги (Зенги) ибн Ак-Сонкур. Отцом его был воин султана Малик-шаха, атабек Алеппо Касим ад-Даула Ак-Сункур, казнённый Татушем в 1094 г. Малолетнего Занги взял на воспитание другой прославленный солдат – Кербога, когда-то служивший мамлюком у Ак-Сонкура.


Среди христиан Востока бытовала легенда, что матерью Зенге была маркграфиня Ида Австрийская, попавшая в плен во время разгрома в 1101 году арьергардного крестового похода, что, конечно же, не имеет ничего общего с действительностью.
Сам Занги впервые принял участие в боевых действиях в 1114 г., в ходе неудачного похода войск султана на Эдессу. Спустя восемь лет (1126 г.) уже сам возглавляет войско, направленное султаном Мугис ад-дин Махмудом II для вразумления попытавшегося отложиться багдадского халифа Мустарджида. Тут Занги проявил себя не только, как воин, но и как политик – силы халифа он разбил, но в дальнейшем действовал настолько тактично, что Мустарджид сам порекомендовал его на освободившуюся должность атабека при своём сыне Альп Арслане, правителе Мосула.
Весной 1127 г. Занги двинулся к родному Алеппо. Жители города, которым осточертела чехарда наместников, с радостью открыли ему ворота. Султану, вероятно, такая самодеятельность не понравилась, и вскоре до Занги дошли слухи о том, что его собираются заменить. Он немедленно отправился к Махмуду и вручил ему 100 000 динариев и много чего наобещал, в том числе – начать священную войну с христианами.
Поручив карт-бланш под идею священной войны Занги, как бы это помягче выразиться… оборзел. Атабек Дамаска Бури послал к нему своего сына, правившего Хамой. Занги арестовал его и завладел городом. Эмир Хомсский Киркан предложил выкупить у него Хаму. Зенги взял деньги и... эмира тоже. С пленником он пришёл под стены Хомса и приказал бичевать его на глазах семьи и гарнизона. Что, впрочем, не подействовало – Хомс взять не далось. Но весь северо-восток Сирии буквально за два года покорился Занги.

В 1130 году погиб, молодой князь Антиохии Боэмунд II. Наследовала княжество двухлетняя дочь Констанция. Её мать, не дожидаясь, решения монарха, сама провозгласила себя регентшей. Узнав, что король направляется в Антиохию, разлюбезная дочь (а Алиса была дочерью Бодуэна II) решилась на отчаянный поступок - послала гонца к Зенги с обещанием присягнуть ему на верность, если он обеспечит ей владение Антиохией. Который имел глупость попасться, за что поплатился головой. Алиса сначала пыталась не пустить короля в город, затем заперлась в цитадели, но, в итоге, пришлось всё же ползти к папеньке на коленях и вымаливать прощение. В итоге Боэмунд простил ее и изгнал из города в Джабалу и Латакию, выделенные ей в качестве вдовьего надела.

Путешествие плохо сказалось на здоровье короля. Вскоре он слёг и 21 августа 1131 г. умер, оставил престол своему зятю Фульку, графу Анжуйскому (специально на такой случай выписанного из Франции за четыре года до этого)

Зенги в это время ввязался в междуусобицу в Иране, вспыхнувшей после смерти султана Махмуда II. Дважды он был разбит войсками багдадского халифа, но перейдя к партизанской тактике, вынудил его отступить. В итоге к 1135 году война затихла, отдав Багдад Масуду Фарсскому.

Теперь Занги вновь мог сосредоточиться на войне с христианами. Стремительным захват крепостей Кафартаб, Маарра, Зердана и Атареб ознаменовал его возвращение. В 1137 году он вновь попытался отжать Хомс (к этому времени принадлежащий Дамаску). И тут он узнал, что поблизости находиться армия крестоносцев. Те вовсе не собирались воевать с Занги а шли отомстить тому же Дамаску за недавний набег на Триполи. Но кто ж тут будет разбираться. Турки атаковали и разбили христианское войско. Многие франки погибли или попали в плен. Король Фульк чудом прорвался с личной охраной в Замок Монферран, где и сел в осаду. В Палестине начался спешный сбор новой армии, но, как это обычно и случалось – не успели. Монферран капитулировал. Условия сдачи были на редкость мягкими – королю позволялось свободно уйти вместе с гарнизоном, более того, Зенги отпустил без выкупа всех пленных. Однако, замок, контролировавший проход в долины Бекаа и верхнего Оронта и дороги в Хаму и Хомс "стоил" куда больше денег. И риска столкновения с новой христианской армией, уже подошедшей к долине Бекаа. Тем более, на фоне слухов о прибытии в Малую Азию армии византийского императора Иоанна II.

Саботирование франками выполнения Девольского договора 1108 года (по которому Боэмунд I признавал Антиохию леном императора Алексея Комнина) рано или поздно должно было вызвать реакцию Византии. В 1137 году новый император собрал Армию в Анатолии и двинулся на восток. 29 августа он осадил Антиохию. Раймунд Антиохский слал гонцов в Иерусалим, но король Фульк ответил лишь констатацией прав императора: "Мы все знаем, и наши предки учили нас с давних пор, что Антиохия была частью константинопольской империи, пока ее не вырвали у императора турки, которые владели ею четырнадцать лет, и что претензии императора законны по причине заключенных нашими предшественниками договоров. Должны ли мы, таким образом, отрицать правду и противиться тому, что справедливо?".

В итоге было заключено соглашение, по которому греки и франки совместно выступят против Алеппо и завоюют Раймунду новое княжество, в Антиохия будет передана императору. Поход начался весной следующего года.

1 апреля был занят Балат, затем, после пятидневного сопротивления - Бизэа. Занги спешно отправил войска под командой Савара в Алеппо, чтобы усилить гарнизон. Подойдя к городу 20 апреля Иоаннобнаружил, что город хорошо укреплен и защищается большим гарнизоном. Он не решился предпринимать осаду и повернул на юг. Где занял Атареб, Маарру и Кафартаб и 28 апреля двинулся к Шайзару (не принадлежавшему Занги). Городскую стену удалось преодолеть быстро, но осада цитадели затянулась. Тем временем Занги, собрав войска, тоже подошёл к городу. Возникла патовая ситуация – Занги не решался атаковать, а Иоанн не мог бросить осаду, опасаясь, вылазки и гарнизона и ненадёжности невольных союзников.

Выход предложил эмир Шейзара, согласившийся признать себя вассалом императора. Иоанн принял, условия, снял осаду и удалился в Антиохию. Он торжественного въехал в горд и заявил франкам, что Антиохия будет в дальнейшем использоваться, как база для походов против мусульман. В городе возникли волнения, подстрекаемые Раймундом и Жосленом Эдесским. А тут ещё подоспели сведения о нападении рум сельджуков Киликию. Император плюнул на всё и убыл в Константинополь, предварительно заставив Раймунда и Жослена повторить ленные клятвы. Которые они в дальнейшем благополучно игнорировали. Занги тут же отбил у Раймунда все, что было завоевано императором. И переключил внимание на Дамаск.

В 1138 г. Занги осадил Хомс и потребовал его себе в качестве… приданного. Ну и руку княгини-матери Змурруд. И получил желаемое. Вскоре же молодого атабека Дамаска убили три его любимца-пажа и многие подозревали, что заказчиком выступил Занги. Однако, овладеть городом ему не удалось. Только что выдворенный им из Хомса мамлюк Муин ад Дин Унур спешно вызвал вызвал из Баальбека сводного брата покойного - Мухаммеда.

По дороге к Дамаску армия Занги осадила Баальбек и легко заняла город, но гарнизон цитадели держался до тех пор, пока его бойцам клятвенно не пообещали сохранить жизнь. Клятву Загни не выполнил. Он не только казнил всех защитников цитадели, но продал в рабство их семьи. Накануне 1140 г. Войска подошли к Дамаску, но взять его не смогли. Унур обратился за помощью… к королю Иерусалима. И получил её. За скромную плату и заложников, должных обеспечить то, что Унур не переметнётся на сторону врага. В апреле 1140 года армия крестоносцев двинулась к городу. Не желая воевать на два фронта, Занги ушёл к Баальбеку, а затем в Алеппо. Христианская и мусульманская армии соединились в июле у озера Гуле и совместными усилиями отбили у Занги Баняис. После этого Унур нанёс визит корою в Акру. Затем побывал в Хайфе и Иерусалиме.

Союз был действительно взаимовыгодным. Он стал надёжным заслоном на пути экспансии Занги на юг. Он продержался семь лет и был разрушен только глупостью и жадностью христиан.


Фортификация. Сводная запись темы (оглавление)
Tags: Алеппо, Крестоносцы
Subscribe

Posts from This Journal “Алеппо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Алеппо” Tag